Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ
(от
греч. зсхатос — «последний»), мифы о конце света.
Для
архаических мифологий характерно представление о мировой катастрофе,
отделяющей мифологические времена первотворения от настоящего — о потопе,
пожаре, исчезновении (уничтожении) первых поколений — великанов и т. п.
Первобытные Э. м. далеки от этических установок: так, у кетов серия потопов
представляется как «споласкивание земли», живые существа спасаются
на островах; у саами Эсхатологические мифы связаны с мифом о небесной охоте —
с гибелью Мяндаша погибнет мир.
Развитым
Эсхатологическим мифам соответствовали космогонические мифы о противостоянии
сил хаоса и космоса, календарные мифы об умирании божеств природы,
представления о смерти и загробном ж-» и особенно об утраченном золотом веке,
несовершенстве мира и людей.
Характерны
мифы о космических циклах (ср. кальпа), в мифологии ацтеков — эры четырех
солнц: первым воплощением солнца был Геекатхгпока, эра закончилась
уничтожением поколения великанов ягуарами; эпоха второго солнца — Нецалъкоатля
— завершилась ураганами, люди превратились в обезьян, эра солнца — Тлалока
закончилась вселенским пожаром, эра Чалъчиуписуэ — потопом; отсрочить конец
пятой эрь; Тонатиу могут регулярные жертвоприношг-ния, призванные поддержать
силы богеч.
Представления
об упадке добродетели с каждым новым космическим циклом золотого века к
железному у Гисиода. ст критаюги к калиюге (см. Юга) в индуистское мифологии]
наиболее последовательно разрабатывались в иранской мифологии: трж космические
эры воспринимались как эпотте вселенской борьбы добра и зла, Ахурама, и Англо-Майнъю.
В последней битве бог». (ахуры) победят духов зла (ср. скандинавские
представления о «судьбе богов» — Рагнарёк мир обновится во вселенском пожаре,
праведников спасет саошъянт. Ожидание мессии — спасителя человечества в день Страшного
суда — становится главным мотив;» Э. м. иудаизма, христианства,
многочисленных мессианских (ср. Мани) и пророчески движений.
|