Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЧУДОВИЩА
тератологические
существа, тератоморфные существа, в мифологии — воплощения хаоса и
преисподней.
Чудовища
как первозданные существа — шумеро-аккадская Тиамат, кит. Паньгу, библейский
Левиафан, ацтекский Сипактли и др.— воплощают нерасчлененный,
недифференцированный мир: из их расчлененного тела создается космос. Поэтому
в образах Ч., как правило, совмещены черты существ, относящихся к разным
космическим зонам: ср. грифонов — крылатых львов с птичьими клювами, драконов
— крылатых змеев (ср. Змей Горьтыч) и т. п. Если Ч. антропоморфны, то
наделены сверхъестественной силой и размерами, многоголовостью (ср. Равану)
или многорукостью (ср. Сторукие), одним глазом (киклопы) и т. п.
Сотворение
космоса связано с мотивом уничтожения Чудовищ или вытеснения, заключения их в
преисподнюю, Тартар, внешнее хаотическое пространство: мировой змей Ермунганд
кольцом обвивает мир в скандинавской мифологии, великанша Хель —
правительница преисподней, племя великанов обитает в Утгарде — внешнем
пространстве (ср. монг. мангусов и т. п.).
Чудовища
угрожают вторжением в мир богов и людей (ср. гигантов в греческой мифологии,
Кингу в аккадской, Улликумме у хеттов и т. п.), с ними сражаются боги (Зевс,
Тор и др.) и эпические герои (Геракл, Рама, Гесер и др.). Характерны также
мотивы порождения Ч. им подобных — ср. Химеру и Сфинкса, порождения Эхидны и
Тифона — появления их на свет от сверхъестественной или противоестественной
связи: так Гера рождает Тифона, Минотавр рожден царевной Пасифаей от быка; Лопи,
превратившись в кобылу, породил восьминогого Слейпнира и т. п. (ср.
характерные для низшей мифологии представления о рождении человеческих
уродцев от связи с нечистой силой, подмене детей богинками и т. п.).
Мотив
смерти (временной смерти) как поглощения Чудовищем связан с мифами об
инициации (пожирание неофитов Радужным змеем у австралийцев, ср. Иону и Вяйнямёйнена
в чреве чудовищной рыбы) и представлениями о преисподней (ср. поглощение Мауи
хозяйкой преисподней, египетскую Амт, пожирающую грешников, образ поглощающей
геенны и т. п.). Противостояние богов (людей) и Ч. завершается в
эсхатологических мифах последней битвой, в к-рой гибнет и обновляется мир
(см. Рагнарёк), архангел Гавриил убивает Левиафана (и бегемота) для пира
праведных.
Тератоморфными
чертами могут наделяться также существа двойной зоо- и антропоморфной природы
(см. Тотемические мифы), первопредки (в т. ч. в китайской мифологии — ср. Нюйва
и Фу си), полубожества в античной традиции — сатиры (фавны), инд. киннары,
фантастические племена, обитающие на краю ойкумены (люди дивия в русских
книжных легендах). См. также хтонические существа.
|