Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЦАРЬ
мифологизированный
образ правителя, вождя, главы государства, первопредка династии; в пантеоне —
царь богов (злых духов и т. п.).
Царь
богов — устроитель космоса (ср. Мардука, избранного на царство для
сражения с Тиамат — воплощением хаоса, Зевса, поражающего
Тифона и возглавляющего богов в гигантомахии, я др.). Мифологизированный
земной правитель — культурный герой и устроитель государства: Ромул —
строитель города и т. п.
Земной
Царь мог отождествляться с Ц. богов и наделялся космогоническими функциями:
ср. отождествление фараона с Ра и Осирисом (после смерти), титул китайского
императора ди, к-рым наделялись мифические правители — культурные
герои, воплощавшие основные космические функции (см. У ди, Шап-ди),
и т. п. Мифический Ц. как первый правитель наделен функциями культурного
героя (ср. Киева у руанда, кит. Хуан-ди и т. п.), правит в
золотом веке (иранский Йима), оказывается первым смертным — Ц. мертвых (инд.
Яма). Исторические Ц.— основатели государств также выступали в роли
культурных героев (Давид, Чингисхан, Александр Македонский — ср. Искиайар).
Характерны
генеалогические мифы, возводящие династии Ц. (роды вождей) к богам — полинезийскому
Тане, рим. Марсу, скандинавскому Ингви — Фрейру и т. п., главам
пантеонов в африканских традициях (Оло-рун и др.), мифы о чудесном
рождении (или нахождении) правителя (в т. ч. у дерева,
символизирующего его космогонические функции и роль посредника
между богами и людьми — ср. литовского Лиздейку, корейского Пап Хёккосе
и т. п.), о призвании правителя, на к-рого указывает чудесное
знамение (морд. Тюштпян, Пак Хёккосе и др.).
Др.
вариант мифологизации Царя как медиатора между богами и людьми, мифическим
временем и историей — эвгемерическпе мифы, изображающие богов как
земных правителей в греческой (Зевс и др. у Эвгемера, 4 в. до н. э.),
скандинавской (Один и др. у исландского автора Снорри Стурлусона, 13
в.), китайской (Хуан-ди, Яо, Шунъ и др.), корейской (Чумон и др.) и др.
мифологиях. Ц. как центральная фигура ме-зокосма — города, страны —
ответствен за социальное и космическое благополучие, прежде всего
— плодородие, к-рое он должен был обеспечивать, совершая календарные
обряды как Ц.— жрец (Ц.— пахарь и т. п.), при посредстве своей
сакральной силы (в т. ч. силы имени Ц.— ср. имя императора Августа как символ
возрастания — Verg Georg. I 25) и т. п. Преступление (нарушение табу),
совершаемое Царем, приводит к бедствиям целой страны (ср. мотив Ц.—
Эдипа).
С
магической силой Царя связан сюжет «золотой ветви» (по Дж. Фрейзеру):
жрецом Дианы мог стать беглый раб, сорвавший ветвь (аналог мирового
древа, ср. скипетр и т. п.) в святилище богини в Немийской роще — он
получал право сразиться со своим предшественником, завладевшим
ветвью, и в случае победы провозглашался «царем леса».
Фрейзер
реконструировал мотив убийства — жертвоприношения Ц.— жреца, чьи
силы и магическая власть над природой (плодородием) иссякали
к старости. Временная ритуальная замена Ц. рабом, символизирующая
смерть Ц. с последующим возрождением, характерна для действ во время
праздника: ср. рим. сатурналии, где избирался шутовской Ц., а рабы
менялись местами с хозяевами — т.о. восстанавливался золотой век Сатурна.
Временное
превращение Царя в раба — традиционный мифологический мотив: ср. Соломона,
лишенного царства Асмодеем, «рабскую» казнь на кресте Иисуса Христа,
«Царя Иудейского», и грядущее пришествие его как мессии — помазанника
Божьего (ср. также образы идеального царя — будд. Чакрави-тин и
т. п.).
|