Мифологический Словарь
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
АЛЁША ПОПОВИЧ
мифологизированный
образ богатыря в русском былинном эпосе.
Алёша
Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с
Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. А. П.— сын ростовского попа Ле(в)онтия
(редко Фёдора).
Всех
богатырей объединяет общее происхождение из Сев.-Вост. Руси (Муром, Рязань,
Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская
служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алешу Поповича
отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его
хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и
находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти
на обман даже своего названного брата Добрыни
Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне
лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы;
его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и
осуждение.
В целом
образ А. П. отражает определённую противоречивость и двойственность.
Одним
из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алешей Поповичем, считается его
бой с Тугарином. А. П. поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен
вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит А. П.
задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить
головнями или проглотить живьём. Бой А. П. с Тугарином происходит нередко у
воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, А. П. рассёк его труп, разметал «по чисту
полю» (ср. действия Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом
сюжета о бое А. П. с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя»,
где противник А. П. многим напоминает Тугарина.
Рождение
Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается
громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери
благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою;
он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п.
Хитрость и ловкость А. П. сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и
проделки близки магическим превращениям Волха. Женой А. П. в былинах о нём и
сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка,
Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха).
Это
женское имя как бы подвёрстывается к имени А. П. (варианты — Олеша, Валеша и Елешенька):
Олёша—Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёпушка, и таким образом формируется
«одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха.
«Матримониальная» неудача А. П. повторяется и в былинах о неудачном
сватовстве А. П. к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время
отсутствия её мужа (А. П. распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в
одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли
А. П. голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого
сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродовичне,
которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот
расстаться с жизнью, А. П. просит не губить её и отдать её ему в жёны.
Принимавшееся
ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом
А. П. был некий Александр Попович, погибший в битве
при Калке в 1224, как об этом сообщает летопись, ставится под серьёзное
сомнение: актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах
может отражать знакомство с былинами о А. П.
Характерны
архаичные реликты в описаниях самого Алеши Поповича и всех трёх богатырей
(см. Илья Муромец, Добрыня Никитич), в состав которых он входит: во всех этих
персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией,
и поэтому при глубокой реконструкции три былинных богатыря могут быть
сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыпя и Усыня.
|