Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ХТОНИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
(от
греч. хтонос — «земля»), мифологические персонажи, связанные одновременно с
производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней.
Собственно
Xтонические существа — порожденные землей (ср. греч. Гея, рус. Мать Сыра
земля) или вышедшие из земли, находящиеся в ее недрах (ср. финских маахисов),
сохраняющие черты хтони-ческих животных — змей (см. наги), земноводных и т.
п. (ср. Кекропа, полузмея — получеловека, рожденного Геей, Багуэ у чиб-ча, Номмо
у догонов и т. п.), нередко имеют облик чудовищ (ср. Ту-бо и др.). Сама земля
в ряде традиций представлялась как некое X. с: растительность — его шерсть,
ноги — полуострова и т. п. (ср. Миф ыз и Моу-нямы).
Хтонические
животные связаны с глубинами земли, корнями мирового древа, началом творения:
Ахи Будхнъя — «змей глубин» в ведийской мифологии, индуистский Шеша, Айдо-Хведо
у фон, черепаха, на к-рой держится земля в различных традициях (ср. кит. Сюанъу
— черепаха, воплощение водной стихии), кхмерский дух— крокодил Крон Пали,
коми Ен и Омолъ, эвенкийская Баха в виде лягушек-демиургов, у качинов демиург
Мутум, насыпавший землю на рыбу, плавающую в первичном океане, и др.
Характерны антропогонические мифы о создании людей из земли — кит.
прародительница Нюйва, полуженщина — полузмея, лепит людей из глины (ср.
представления об автохтонах, мифических первоначальных обитателях земли,
края, ушедших под землю с появлением нового населения (рус. чудь, саммодийские
сихиртя, малагасийские вазимба).
Xтонические
существа связаны также с брачной символикой: Нюйва и Фуси в виде драконов с
переплетенными хвостами; брак Таргитая со змееногой богиней (см. Апи) в
скифской мифологии; женитьба охотника-хиваро на богине вод Тсунгхи,
превратившейся в змею; мотив царевны-лягушки и т. п.
Брак
героя с хтонической богиней означал овладение землей (страной). Хтонические
черты имеет образ богини-матери, мифической прародительницы, связанной также
и со смертью (хаосом — ср. аккадскую Тиамат), от австралийской Кунапипи до
Деметры и Персефоны; ср. ацтекскую Тласолъкеотлъ (богиня — пожирательница
экскрементов), шумеро-аккадскую Эрешкигаль и т. п. Амбивалентный характер хтонических
божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний
мир (ср. Нуми-Торум и Калташ-эква у обских угров, Есь и Хоседзм у кетов, Пемба
и Мусо Корони Кундъе у бамбара). К X. с. относились умершие, живущие в
загробном мире (преисподней)— предки (см. Лары и т. п.).
Хтонический
характер имеют также соперники демиурга — владыки преисподней (ср. ацтек. Тескатлипок,
соперник Кецалъкоатля, Куль-отыр, соперник Нуми-Торума, и т. п.). У греков
культ хтонических божеств — Аида, Персефоны, Гекаты — носил по преимуществу
умилостивительный характер (ср. италийск. па-лики, айнск. Тоиекунра и т. п.).
|