Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ
главный
персонаж ряда мифов, особенно характерных для земледельческих цивилизаций
Средиземноморья.
По
сюжету мифа этот бог оказывается во вражде с драконом, хтоническим демоном
или божеством, олицетворяющим деструктивные силы природы (напр., Осирис с
Сетом, Балу с Муту), либо каким-нибудь вольным или невольным проступком
вызывает гнев богини-матери или своей божественной партнерши (Дцяцзи — Инанны,
Адонис — Артемиды, Дионис — Геры). В результате конфликта бог — герой мифа
погибает (Осирис, Валу, Адонис, Аттис, Дионис), исчезает (Телепинус,
Деметра), терпит поражение, теряет какой-либо жизненно важный орган (Гор —
глаз, хеттский бог грозы — глаза и сердце).
На
поиски бога (или на помощь ему) уходит сестра, мать, жена, реже — сын или
другой родич. Они находят бога, возвращают в его жилище или возрождают к
жизни, при этом бог (один или с помощью своих помощников) убивает своего
демонического противника (напр., Балу — Муту и Йамму, хеттский бог грозы с помощью
богини Инары и Хупасияса побеждает змея Иллуянку). Воскрешенный (или
возвращенный) бог восстанавливает свой прежний статус, иногда одновременно
становится богом загробного мира (как Осирис).
Миф об
Умирающем и воскресающем боге представленный в древних земледельческих
цивилизациях Средиземноморья, имеет соответствия как в архаических (ср. мифы
об умирающем и воскресающем звере у палеоазиатов и других народов), так и в
более поздних культурах, а также в ряде архаических ритуалов
(жертвоприношение).
Представление
об Умирающем и воскресающем боге органично для мифов, связанных с суточным
движением солнца и луны: переход от света к мраку и от мрака к свету рисуется
в них как следствие борьбы солярного бога с хтоническим чудовищем, поражения
бога и последующей его победы (ср. египетский миф о Ра и Апопе).
Общепризнано
воздействие содержания и композиционных моделей мифов об У. и в. б. на мифы о
героях (см. Геракл, Актеон, Орфей, Эвривика). Прослеживается также их связь с
сюжетными схемами классического эпоса: герой (героиня) умирает, похищен или
временно исчезает (Акхитп, Энкиду, Брисеида, Елена, Одиссей, пандавы, Сита); муж,
сестра, родичи сражаются с чудовищами и демонами (Гильгамеш с Хумбабой, Ахилл
с Ксанфом, пандавы и Рама с ракшасами), оказываются в подземном мире
(Гильгамеш, Одиссей, Рама), едва не гибнут (Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Рама, пандавы),
одерживают победу, соединяются, восстанавливают утраченное благополучие.
|