Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
СУДЬБА
в
мифологии предопределение жизненного пути человека (коллектива), богов и
космоса в целом. В мифологической модели мира связана с противопоставлением
доли — недоли (счастья — несчастья), жизни и смерти, добра и зла.
Представления
о Судьбе и ее предсказуемости определяли во многом стратегию поведения
коллектива: отсюда роль гаданий (ср. Фа — божество гадания у фон), оракулов и
прорицателей (пророков, Пифии, сибилл и т. п.) с одной стороны, и соотнесение
персонажей, воплощающих Судьбу с мировым порядком, мировым древом и т. п.— с
другой. Ср. обитель норн у корней Иггдрасиля в скандинавской мифологии,
веретено Ананке, богини необходимости, матери мойр, воплощающее мировую ось,
др.-инд. представление о мировом законе, рите, предопределяющем поступки
богов и людей и т. д. вплоть до астрологии.
В
шумеро-аккадской мифологии божество, владевшее табличками судеб (см. Me),
правит миром (ср. представления о Книге судеб — Вахте и Грохе у армян, Бедис Мцер-леби
у грузин, рус. Голубиной книге — средоточии вселенской мудрости и т. п.). Традиционный
мотив: наделение в момент рождения человека Судьбой (болей) мойрами, парками,
слав, суденицами и т. п., часто прядущими нить человеческой жизни (ср. нити
жизни у духа Майии у эвенков); воплощение доли человека — его демон (ср. алад),
гений, дух-двойник. Судьба мира определяется в эсхатологических мифах (ср. скандинавский
Рагнарёк — «судьба богов»).
В
индийских представлениях карма — совокупность всех дел человека во всех его
перерождениях — определяла С. Недоля, несчастная судьба воплощается
персонажами, подобными греч. керши, шумеро-аккадской Намтар, др.-араб. Манат;
ср. также представления о коварстве скандинавского распределителя судеб Одина
и эллинистические представления о божестве случайности Тихе, переменчивой
Фортуне, кит. фу-сине и т. п.
Для
героической этики характерны мотивы вызова Судьбы (Ахилл мстит за смерть Патрокла,
убивая Гектора, хотя знает е грядущей за этим собственной гибели) и богам (Ами-рани,
нарты и т. п.); божества предрешают С. и ограничивают силу героев (Геракл, Старкад
и т. п.).
|