Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
СОЛЯРНЫЕ МИФЫ
мифологизация
солнца. Связаны с астральными, прежде всего — лунарными мифами.
В
архаических мифологиях солнце (и луна) — культурный герой, попавший на небо: Яшоко
(солнце) и Хайнэ (месяц) у хадзапи — близнецы, луна подчиняется солнцу; ср.
скандинавский миф о Соль и Мани, за гордыню отправленных богами на небо, где
они правят колесницами солнца и месяца, Ну ней и Нанг Быон у белых тхай и т.
п.
С
деяниями культурных героев связаны также мифы о добывании солнца и луны в
ином мире (ср. Вяйнямёйнен), уничтожение лишних солнц, своим жаром сжигающих
землю, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии (стрелок И в китайской
мифологии, монгольский дрхий-мерген и т. п.).
Для
родственных индоевропейских традиций характерны мифы о небесной свадьбе, где
дочь солнца — сестра и супруга божественных близнецов (ср. Сурья, Аушра).
Традиционен мотив супружества солнца и луны (ср. корейских Ено-ран и Сео-нё и
др.). В мифах кечуа от солнца (Инши) и земной женщины рождается демиург Инкарри
(«инка-царь») — правители государства инков считались детьми солнца; ср.
Солнечную династию и Лунную династию в индуистской мифологии, богиню Аматэрасу
как предка японских императоров и т. п.
В
древних государствах солярное божество могло возглавлять пантеон, как Шамаш в
аккадской, Ра в египетской, Аматэрасу в японской мифологиях; характерны мифы
о ночном сражении солнца с чудовищем преисподней (египетский змей Anon), о
сошествии в подземный мир (Аматэрасу; Тонатиу у ацтеков), омывании в водах,
куда спускается Солнце (Хотал-зква у манси, озеро Сянъчи в китайской
мифологии).
С
представлениями о солнечной колеснице (ср. Гелиос, Сурья, армянский Арав и т.
п.) связано уподобление солнца колесу; др. характерный образ солнца — глаз
божества! (Митры, Варуны в древнеиндийской традиции, ср. Сехмет — воплощение
палящего солнца, как око Ра и т. п.).
|