Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
СМЕРТЬ
мифологизированный
акт жизненного цикла. Широко распространены этиологические мифы о
происхождении Смерти: в эпоху первотворения люди не умирали или
возрождались подобно луне (в мифах австралийцев), змее, сбросившей кожу (у
народов Океании), но впоследствии утеряли эту способность.
С
этиологическими мифами о Смерти у африканских народов связан мотив ложной
вести: демиург обещает людям бессмертие, но вестник по ошибке или злому
умыслу говорит, что люди будут умирать (ср. в ст. Валумбе, Комбенги и др.).
Лишение бессмертия может быть связано с нарушением табу (ср. миф об Апаккьит
логе у тамилов и мотив «грехопадения»), преступлением (убийство Хаинуееле
у вемале, убийство Каинам Авеля и т. д.).
В ряде
традиций первый смертный — первочеловек: от Гайомарта (ср.-Иран, «живой
смертный») происходит первая пара смертных; Яма в ведийской мифологии
становится царем мертвых и загробного мира. В дуалистических традициях
Смерть — худшее из творений противника демиурга (Ангро-Майнью и
др.); сам противник демиурга — воплощение С. и хозяин мира мертвых
(ср. Кулъ-Отыр, Эрлип, Самаэлъ а т. п.).
Поиски
бессмертия людьми обречены на неудачу (см. Мауи, Гильгамеш); оно
доступно лишь богам, обладающим напитком бессмертия (амрита, амброзия)
и т. п. (ср. Сиеанму). Достижение подлинного бессмертия возможно лишь в
загробном мире — ср. кит. сянь, христианских праведников в раю,
буддийскую Сукхавати, острова блаженных (Елисейские поля, кельтский Аваллон).
Божеством
Смерти во многих традициях является хтоническая богиня — хозяйка
преисподней и ее демонов, болезней, тьмы и т. п.: скандинавская Хель,
шумеро-аккадская Эрешкигаль и т. п.; вместе с тем для облика хтонических
богинь С. характерны амбивалентные черты: ср. ацтекскую богиню земли и
С. Коатликуэ, родившую верховного бога Уицилопочтли, кит. Сиванму,
богиню С. и мрака и владелицу снадобья бессмертия, кетскую Хоседзм,
«нижнюю мать», пожирающую души людей, Мулуа Сатене, повелительницу
мертвых у вемале, к-рая рождает младенца с приходом каждого нового
умершего в загробный мир.
Мужское
божество — воплощение (олицетворение) Смерти — самодийский Тодоте,
ацтекский Миктланте-кутли, Киямат у марийцев и т. п.— наделялись в
основном способностью лишить человека жизни (души — ср. ангела Смерти
в иудаистической мифологии Малах га-Ма-вета, Шуту у западных семитов, Израила
в мусульманской мифологии, полинезийского Фиро и др.).
С
представлениями о Смерти (и болезни) связаны многочисленные злые духи, прежде
всего — вредоносные мертвецы, причиняющие С.— слав, навь, тюркский убыр, мимёнгви
у корейцев и т. п. В мировом фольклоре распространен мотив заключения С.
хитрецом в сосуд, мешок и т. п.; пока С. не освободилась, люди не умирали
(ср. Танатос, Азырен и др.).
Мотив
возрождения через Смерть связан с представлениями об умирающих и воскресающих
богах.
|