Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
СВЯЩЕННЫЙ БРАК
иерогамия,
мифологический мотив, как правило, передающий космогонический акт — брак неба
и земли (в ритуале — брак царя и жрицы, воплощающей богиню-мать).
Небо и
эемля (Уран и Гея, Ранги и Папа в полинезийской мифологии и т. п.) изначально
пребывали в брачных объятиях, пока не были разъединены божеством, создавшим
пространство для жизни богов и людей — Кроноеом, египетским Шу, полинезийским
богом леса Тане. Мировое древо одновременно разделяет и соединяет небо и
землю — отсюда традиционная фаллическая символика мировой оси и ее алломорф
типа линги и т. п.: ср. японский миф о божественной паре Йдзанаки и
Идзанами, совершившей брачный обряд — обход мирового столпа и т. п. С
представлениями о Священном Браке связана символика дождя, небесных вод,
оплодотворяющих землю или земную богиню, женщину (ср. миф о Зевсе и Данае),
участницу ритуала (см. Додола), молнии, освящающей союз неба и земли
(см. Юа-ся Лао-жеиь) и др.; ср. также представления о Матери Сырой земле,
пахоте и севе как ее оплодотворении и т. п.
Вариант
мифа о Священном браке земли и неба — брак небесного бога {громовержца) и хтони-ческой
богини, ее измена (похищение змеем) и низвержение на землю (в преисподнюю):
ср. Перпунас и Жемина, Перун и Мокошъ, Есь и Хоседэм и т. п.
Многочисленны
мифы о небесной свадьбе луны и солнца (ср. лунарные мифы, солярные мифы), демиург-андрогин
Маву-Лиза у фон первоначально представлял собой божества луны и
солнца: затмение — их брак (ср. Тувале и т. п.). С. б.— характерный
мотив мифов и ритуалов, связанных с умирающими и воскресающими богами
природы (ср. Анат и Балу, Исида и Осирис и т. п.).
Как
правило, сакральный (особый) характер С. б. подчеркивается
кровнородственной связью супружеской пары (см. Инцест).
Контакт со сверхъестественным миром представляли как брачную связь с
божеством жреца, шамана, в средневековых представлениях — ведьмы и сатаны
(ср. инкубы, Лимит и т. п.).
В мифах
о культурных героях брак — средство достижения культурных благ (см. в ст.
Ворон, Мёд поэзии), в волшебных сказках (в т. ч. о волшебном
супруге — ср. Финист Ясный Сокол),-напротив, брак — цель, достигаемая при
помощи волшебного средства.
|