Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
СВЕТ И ТЬМА, день и ночь
в
мифологической модели мира одно из основных противопоставлений (наряду с
противопоставлениями верх и низ, левый и правый, мужской и женский и т. д.),
соотносящееся с главными элементами мироздания (стихиями) — небом, огнем
(солнцем) и водной стихией, преисподней, луной и т. д., в конечном счете — с
добром и злом (ср. кит. инь и як и т. п.).
Отделение
света от тьмы (дня от ночи) равнозначно отделению космоса от хаоса и является
одним дз основных мотивов космогонических мифов, в библейской традиции
(Бытие) с этого акта начинается творение.
Свет
воссиял в созданном космосе, тьма стала атрибутом хаоса и преисподней: в аду
царит «кромешная тьма» — адский огонь не дает света. В античной традиции
воплощение мрака (Эреб) и Ночь (Никта) — порождения Хаоса, изначальной
бездны: Эреб и Никта порождают День (Гемеру) — ср. Самаэль и т. п.
В
дуалистических мифологиях (зороастрийской и др.— ср. Заратуштра) история
мироздания и общества — постоянная борьба света и тьмы: согласно учению Мани
демоны тьмы стремятся смешаться со светом и пожрать его частицы; ср. «сынов
света» и «сынов тьмы» в кумранских рукописях, Люцифера как воплощение ложного
света, противостоящего истинному «свету мира» — Христу, Шенраб-мибо,
основателя религии бон как эманацию света, Кришну как «темную» аватару Вишну
и т. п.
Смена
дня и ночи в разных традициях также связана с представлениями о борьбе сил
космоса и хаоса: египетский солнечный бог Ра еженощно спускается в
преисподнюю, чтобы сразиться с чудовищем Апопом и вновь воссиять утром (ср.
ацтекского Уицилопочтли).
Ночь
(тьма) — время максимальной активности нечистой силы и т. п. (см. Геката,
Вальпургиева ночь, Токкэби — Ым-хоги, «дух тьмы и пустоты» у корейцев, Фиро —
духа тьмы и смерти у полинезийцев и т. п.); «мать ночи» гишерамайрер в
армянской традиции — ведьмы, преследующие солнце. В индуистской мифологии калъпа
— «день-и-ночь» Брахмы, цикл уничтожения и нового творения мира.
|