Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
РОЖДЕНИЕ
мифологизированный
акт жизненного цикла.
Чудесное
Рождение (и зачатие) свойственно большинству мифологических персонажей. Р.
характерный мотив многих категорий мифов, в т. ч. космогонических мифов и теогонических
мифов. Наиболее актуальными для разных мифологий являются мифы о чудесном Р.
культурных героев, основателей религиозных традиций и т. п.: ср. миф о
Зерване, родившем Ормазда и Ахримана, Р. Ромула и Рема, первой человеческой
пары Мартйа и Мартйанаг, христианские представления о Рождестве Христовом;
традиционный мотив подобных мифов — брачная связь божества или духа с земной
женщиной (вероятная трансформация брака неба и земли, ср. микронез. Эиулап).
Многочисленные
варианты чудесного Рождения — Р. младенца отцом (Афину рождает Зевс, Тешуба —
Кумарби, Батрадза — Хамыц), камнем (Мауи, Сослан), горой (Улликумме), из
семени, извергнутого божеством (Агастья, Васишхта, Афродита Урания и др.).
Характерно представление о кругообороте рождение (жизнь) — смерть — Р., когда
вступление в группу взрослых членов племени — инициация — инсценировало
смерть и второе Рождение неофита (Радужным змеем и т. п.); смерть
воспринималась в тотемических мифах как возвращение души в тотемический центр
с последующим возрождением внутри тотемической группы.
К подобным
мифам, возможно, восходят представления о реинкарнации, к т. ч. индуистской
сансаре — цепи перерождений, с одной стороны, и представления об умирающем и
воскресающем (возрождающемся) мифологическом персонаже (звере, боге) — с
другой.
Многочисленны
мифологические персонажи, связанные с «семейными» обрядами, приуроченными к Рождению
(греч. Илифия, рим. Кармента), относящиеся часто к низшей мифологии (слав.
Род и рожаницы и т. п.), и вредоносные существа (ср. мамов у нек-рых народов
Кавказа, албасты у тюрков и др.).
|