Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
РАСТЕНИЯ
в
различных мифопоэтических традициях символы процветания, плодородия, богатства,
новой жизни. Причем мифологизируется весь контекст, в котором выступают
Растения, начиная с земли.
Единым
растительным образом, воплощающим в себе универсальную концепцию мира,
выступает мировое древо и его варианты — древо жизни, древо познания,
шаманское древо и т. п. С Растениями связано огромное число божеств (Гея,
Деметра, Персефона, Дионис, Флора, Церера, Сома, Аранъяни и др.), персонажей
низшей мифологии (дриады, леший и т. п.).
Для
многих традиций характерен изоморфизм Растений человеку: ср. мифологемы
человека (божества) на дереве (Один на Иггдрасиле, Иисус Христос на крестном
древе и т. д.), человека (божества), вырастающего из Р. или прорастающего в
виде Р. (Осирис, Адонис, Дионис, гамадриады и др.; ср. умирающий и
воскресающий бог), превращения в Р. (Дафна, Дриопа и др.), происхождения
Растений из крови или тела мифологического персонажа (Нарцисса, Гиакинфа, Аттиса,
Сйаваршана и др.), антропоморфизация Р. (Мандрагора), зачатия от Р.
Характерны
этиологические мифы о том, как в данной традиции научились выращивать Растения
или приготовлять из Р. опьяняющий напиток, вкушение которого дает силу,
процветание, плодородие и т. д. (ср. Хаома, Майяуэлъ и Патекатлъ и др.).
В
космогонических мифах Растения часто выступают как фактически первый созданный
богами объект (см., например, в ст. Тилъмун, Лахар и Ашнан), иногда — с
демиургическими функциями (бог леса Тане разделил небо и землю) или как
волосы первосущества (см. Имир).
Мифологизация
растительного мира связана с противопоставлением дома (обитаемого
пространства) лесу, как прибежищу злых духов и т. п. (ср. леший, Баба-Яга и
др.).
|