Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ПРАЗДНИК
главное
мифологизированное действо, ритуал (ср. Обряды и мифы), наделяемое особой сакральностью (ср. рус. святки — от «святой» и т. п.) в противоположность
обыденному, профанному времени.
Как правило, воспроизводил события времен первотворения — ср. инсценировки «времени сновидений» (альчера) во время празднования инициации у австралийцев,
римские сатурналии — воспроизведение «золотого века» эпохи Сатурна, когда
хозяева и слуги (рабы) менялись местами, избирался карнавальный царь и т. п.
Праздники
приурочивались к началу различных календарных циклов (ср. календарные мифы),
прежде всего — к Новому году, началу весны (ср. бога Тхачъямин
у мьянма, русскую масленицу, европейский карнавал),
что соответствовало праздничной символике обновления мира — повторного (ритуализованного) творения космоса из хаоса.
Поэтому праздничное действо включало драматизированное
вторжение сил хаоса, разрушения и смерти в мир людей, однако вторжение это
имело амбивалентный, возрождающий аспект: ср. ряженых с фаллическими
атрибутами (болгарских куперов и т. п.), образ
беременной смерти в европейском карнавале и др. Ритуальное моделирование
хаоса с инверсией социальных связей, когда царя на престоле заменял раб,
правитель подвергался осмеянию и т. п., сменялось восстановлением социального и космического
порядка в конце П.: в шумеро-аккадской традиции на новогодний Праздник (время
паводков) устраивалось жертвоприношение, символизирующее победу царя в облике
Мардука над воинством Цингу — силами хаоса; во время праздника, как правило,
рецитировались космогонические мифы.
Символика смерти и воскресения жертвы, божества,
воплощения смерти и плодородия (ср. славянских Купалу, Ярилу
и т. п.), природы и космоса в целом характерна для различных ритуалов и
календарных праздников, связанных с культами умирающего и воскресающего
зверя, умирающего и воскресающего бога.
С календарными Празниками
сохранили связь христианские (ср. Воскресение, празднование к-рого приурочено к весеннему П.— пасхе).
|