Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ПЕРВОПРЕДКИ, прародители
культурные
герои, считавшиеся родоначальниками народа, племени и т. п.
В
отличие от непосредственных предков, деятельность Первопредков относилась к
мифическим временам первотворения. Наиболее архаичны образы тотемных П. (Байаме
у австралийцев и др.), часто имеющих зооморфный и зооантропоморфный облик
(см. Тотемические мифы). Этот облик часто сохраняли герои этногенетических
мифов (мифов о происхождении народа): ср. предка монголов Борте-чино («Сивый
волк»), рождение П. в китайской мифологии — Чжуапъсюя от радуги-дракона
(Радужный змей — типичный образ II. у австралийцев и многих др. народов Азии
и Океании), прародителей Фу-си и Нюйва в полузмеином обличье и т. п. В ряде
африканских традиций П.— демиург (см. Мулунгу, Мупуру, Ункулункулу и др.).
В роли Первопредков
мог выступать также первочеловек — Maну в индийской традиции (в отличие от
своего брата Ямы, первого умершего, царя предков), иранский Гайомарт (Йима),
библейские прародители Адам и Ева и т. д.
Традиционный
сюжет гибели первого мифического поколения людей (великанов и т. п.) связан с
мотивом спасения Первопредков — Ноя в библейской мифологии (ср. Фу хай у ман
и т. п.), чьи сыновья Сим, Хам и Иафет стали родоначальниками всех
народов мира (ср. в иранской традиции трех сыновей Траэтаоны, трех сыновей Таргитая,
трех П. в мифах ньоро — см. Руханга). Мотив трех II.— генеалогических героев
— оставался характерным длт легендарных этногоний и генеалогий вплоть до
средневековой эпохи: ср. Кия, Шекн и Хорива, генеалогических героев полян и
т. п. Характерны представления о П.— эпонимах страны или народа (Хайк у
армяк. Рому л у римлян, Огуз-хан у огузов), эпических героях (Джавгар, Гесер
и др.), патриархах (праотцах).
Промежуточное
положение между Первопредками — культурными героями — и предками, особенно
царского рода, занимают основатели династий и государств, образы которых
связаны с переходом от мифа к истории: ср. пять мифических государей П. У Ди
у китайцев, Рюрик, Сикеус и Трувор в русской традиции, Ким Алъдою. у
корейцев, Чипгис-хан (чей род был возведен к Борте-чино) у монголов и т. д. В
качестве П., особенно царских родов, могли изображаться божества.
|