Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ПАХАРЬ (пахота)
земледелец,
в мифах культурный герой, основатель земледелия (ср. греч. Триптолем, кит. Шжъ-нун,
Боткий Ширтке у ингушей, Тхагаледж у адыгов и др.).
В ряде
традиций земледелие как мужское занятие противопоставлено пряже как женскому
(это разделение заповедали первой человеческой паре Кецалькоатлъ и Уицилопочтли
у индейцев Центральной Америки; ср. мотив первобытного равенства — «когда
Адам пахал, а Ева пряла» — в европейской средневековой традиции). В
библейской мифологии жертва земледельца противопоставлена жертве пастуха как
неугодная Богу (см. Каин); шумерская Инанна, напротив, первоначально предпочитает
земледельца Энкиду пастуху Думузи.
В
разных традициях ритуальная пахота связана с магией плодородия (вызывание
дождя — «вспашка дождя» в Грузии), защитой от бедствий (ср. опахивание от коровъей
смерти у славян) и т. п.; перед пахотой приносились жертвы духам плодородия
(ср. душу риса у лао — Hum Пао и т. п.).
Связь
пахоты с плодородием — оплодотворением земли — очевидна в культе Осириса — во
время его мистерий проводились пахота и сев; плодородие земли во время пахоты
должен был обеспечивать сам царь, проводивший первую борозду в египетской,
китайской и др. традициях, на празднике Плуга в Шумере; верховный бог Энлилъ
сотворил орудие земледельца (мотыгу) и взрастил первое семя. Царь Ио-лаксай в
скифской мифологии овладевает священными золотыми фетишами — символами
сословий, в т. ч. плугом с ярмом (символом общинников).
Пахарь
в славянской традиции — мифологизированный представитель крестьянства,
воплощающий связь народа с Матерью Сырой землей (см. Микула Селянинович): его
сила выше сверхъестественной силы князя-оборотня Вольги Всеславича (см. Волх)
и Святогора. Пахарь Пржемысл, благодаря священному знаку — расцветшей ветви
(ср. золотую ветвь как символ священного царя, жезл Аарона и т. п.),
избирается первым чешским князем (Хроника Козьмы Пражского, 12 в.): ср.
мордовского пахаря-князя Тюштяна, китайского Шуня и т. п.
Мотив
пахоты как культурного деяния характерен для мифов о смене людьми мифического
поколения великанов: великан (ср. марийского онара и т. п.) встречает Пахаря,
относит его с сохой и лошадью к своей матери, та предрекает конец племени
великанов. Др. мотив подчинения П. сил природы и хаоса — богатырь, впрягающий
в плуг змея: следы этой пахоты — Змиевы валы (остатки древних укреплений на
границе лесостепи на Украине), река Днепр (см. Кий); ср. германский миф о Гевьон,
к-рая впрягла в плуг сыновей-великанов и отпахала о-в Зеландию. Волшебная
пахота — трудная задача Ясона при добывании золотого руна: он должен запрячь
в плуг медноногих быков и засеять поле зубами дракона.
В
христианской и буддийской мифологиях мотив пахоты (и сева) приобретает смысл
духовного труда во имя спасения: у Пахаря-Будды вера — зерно, мудрость — ярмо
и плуг, он «пашет пашню, к-рая приносит бессмертие» (Сутта о Касибхарадвадже,
Типитака).
|