Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ОХОТНИК (охота)
в мифах
культурный герой.
В
архаичных мифах охотничьих племен — австралийцев, бушменов — большая часть
персонажей занята охотой и собирательством: культурный герой обучает людей
искусству охоты (Хайнэ у бушменов; ср. в поздних традициях кит. Фуси
и т. п.). К тотемическим мифам восходят сюжеты об Охотнике (или
девушке), вступившем с животным в брак, от которого произошло племя (см. Мюйюздюу
эне у киргизов, Мяндаш у саами и др.): тотемическое родство
обеспечивает удачу на охоте. Многочислен класс лесных духов (богов) —
хозяев зверей, от которых зависит удача Охотника: ср. русского
лешего, пасущего стада диких животных, якутского Бай Байная, эскимосскую
Сед-ну, Синпзн у эвенков, Вочаби у ингушей и т. п.
Охотничьи
ритуалы, в частности, связанные с мифом об умирающем и воскресающем
звере, регулируют отношения «обмена» между миром людей и животным
царством («домом» и «лесом» в мифологической модели мира): ср. обычаи
захоронения убитого на охоте медведя как сородича в сакральном
центре общины у народов Сибири (ср. Найгусь у кетов, Ионсыг-ойпа у
манси, Торганэй у эвенков) и погребение Охотником убитого зверем, в лесу (убитый
на охоте Риангомбе у банту почитается как культурный герой и основатель
тайного союза).
Распространен
также астральный миф о небесной охоте — преследовании Охотником (см. Ман-ги)
космического оленя или лося (ср. финского Хийси), превращающегося в
созвездие. С мотивом охоты связаны деяния героев, убивающих чудовищ (ср. Иори,
подвиги Геракла, лучников И и монгольского Эрхий-Мергена, сбивающих лишние
солнца, и т. п.). Вероятно к охотничьему периоду и тотемическим мифам
восходит функция богини-матери как охотницы и покровительницы диких
зверей: ср. богинь Анат и Астар, дравидийскую Ноттравей, грузинскую
Дали; др. вариант этого образа — дева-охотница, греческая Артемида,
сама сохраняющая реликты зооморфного (медвежьего) облика (ср. Аталанта).
Характерны
мотивы наказания провинившегося Охотника богиней (см. Апхит, Актеон,
Калидонская охота и т. п.) и, напротив, ниспослания удачи в охоте
возлюбленному богини (см. Дали). В ветхозаветной традиции «сильный
зверолов» Нимврод — противник приверженцев Яхве, представитель
чуждого ям хозяйственно-культурного типа. В буддийской традиции охота —
преследование живых существ — считается греховным занятием (ср. Цаган-Эбуген);
ср. европейские представления о Дикой охоте как о проносящихся в буре душах
грешников.
|