Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ОГОНЬ
в
мифологии одна из фундаментальных стихий мироздания.
Выступает
как первичный материал для космогенеза (ср. индоевропейские представления об
О. как всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание: Агни, Атар, тапас,
скандинавский миф о происхождении мира от взаимодействия воды и О. с холодом,
см. Муспеллъ, и др.). В то же время во многих эсхатологических мифах О. несет
гибель вселенной (ср. концепцию огненной кальпы, скандинавского огненного
великана Сурта, сжигающего мир, и др.). Характерна тема борьбы О. и воды в
процессе творения (мотив осушения земли, ср. монгольский буддийский миф в ст.
калъпа, самодийские Туй-нямы и Туй-нгуо и др.), а также как универсальный
мотив противоборства, воплощающего небесный грозовой О. бога-громовержца со
змеем, связанным с водами (ср. Индра и Вритра, Валу и Йамму, Зевс и Тифон,
Огонь и др.).
Огонь многоформен
(ср. Агни, Спениш-та), он выступает как О. небесный (солнце, молния, см.,
например, Сварог, Дажъбог, Митра, ср. демиургическую функцию громовержца и
бога солнца во многих мифологиях), О. жертвенного (или погребального, ср.
Совий, Швипторог) костра (О.— жрец, ср. посредническую между людьми и богами
функцию Огня — Агни, возносящего жертву на небо),
Огонь
подземный (ср. его связь с недрами, хтоническими силами, см., например, в ст.
Шукамупа, Шиутекутли). Воплощение стихии О.— кузнец. О. и очищающая,
целительная и разрушительная, гибельная стихия (ср. Вулкан, Отхан-Галахан, Гибил,
Пуску, Огненный Змей, Рарог), олицетворение устойчивости социума и домашнего
очага, покровитель семьи, начало, объединяющее мир богов, общину людей и
каждую семью (ср. Геетия, Веста, Аша Вахишта — «истина», «лучший
распорядок»). О. обычно соотносится с мужским, легким, духовным началом (ср. Атар),
О.— чистейший элемент (ср. Веста, саламандра), праведность (ср. Аша Вахишта).
Многочисленны
мифы о происхождении Огня; обычно людям его передает (часто — похитив) культурный герой (ср. Прометей, Амирани).
|