Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ
система
мифологических представлений, относящихся к духам (демонам),
противопоставляемым высшим богам и официальному культу (особенно в мировых
религиях).
Таковы
духи растительности (по отношению к к-рым В. Маннгардт употребил термин Низшая
мифология) и персонификации календарных праздников (слав. Ярила, Герман, итал.
Бефана и др.), сниженные образы языческих богов, в неофициальной народной
культуре замещенные святыми — покровителями плодородия и т. п. (рус. Белее — Власий,
Мопошь — Пятница и т. п.), многочисленные злые духи — нечистая сила,—
возводимые во многих традициях к падшим ангелам, и др. ОБРЯДЫ И МИФЫ, ритуалы
и ми-ф ы взаимосвязаны в практике воспроизведения мифа и отправления культа.
При
этом О. и м. могут соотноситься как план выражения и план содержания в единой
мифологической традиции: таково соотношение жертвоприношения,
воспроизводящего космогонический акт (ср. Ашеамедха, пуруша-медха в ведийской
мифологии), и космогонического мифа и т. п. Сама рецитация мифа принимает
характер литургии или заговора — магического акта, приравниваемого к
космогоническому: заговоры против болезни и т. п. приравнивают человеческое
тело (в т. ч. больной его член) к частям творимого космоса, обращены к богам,
связанным с космическими стихиями и порядком (Варуна может упоминаться в
заговорах против водянки как божество водной стихии и т. п.); ср. обычай
рецитации космогонических мифов во время главного (ново» годнего) праздника,
шаманские мифы, воспроизводящие во время камлания описание вселенной, по к-рой
путешествует шаман в поисках души, и т. п.
Мифологизация
основных явлений жизненного цикла — рождения, свадьбы (см. Священный брак),
смерти соотносит с мифологическими представлениями т. н. семейные обряды,
особенно основной обряд архаического (племенного) общества — инициацию,
переход подростка в группу взрослых, вступление в тайный союз (культовое
объединение мужчин племени), в объединение жрецов, шаманов и т. п. С
инициациями (ритуалами посвящения) связаны специальные категории
эзотерических и экзотерических мифов, по-разному объясняющих сам ритуал и др.
обычаи племени для посвященных и непосвященных (призванные запугать последних
рассказы о поглощении посвящаемого чудовищем — Радужным змеем, Нунапипи и т.
п.), образ т. н. патрона инициации (культурный герой Вайаме у австралийцев,
верховное божество Баксбаквалануксивэ у квакиутль и т. п.), мифы о
происхождении обрядов обрезания (Бытие 17, 10-14 — в ветхозаветной традиции),
о жертвоприношении Исаака и т. п.
Мифам,
сопоставимым с обрядами инициации, близки по структуре календарные
(культовые) мифы об умирающих и воскресающих богах, особенно представления,
связанные с вакхическими (см. Дионис) мистериями (ср. Орфей, Пенфей и др.), элевсин-скими
мистериями (см. Деметра), о нисхождении в преисподнюю Иштар, Аматэрасу и т.
п. Ритуалу (культу) в мифологической модели мира отводится роль главного
фактора, стабилизирующего космос: жертвоприношение призвано поддерживать силы
богов и т. п.
|