Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
НЕБО
важнейшая
часть мифологизированного космоса. Небо и земля — воплощение верха и низа, оно
Все «видит», «дом» всего мира.
Небо —
активная творческая сила, иногда как женское начало (Нут, Адити), но чаще —
мужское (например, Тянь, Ахура-мазда, Тенгри, Нуми-Торум, ср. наполняющий Н.
воздух как животворящий дух); при параллелизме макро- и микрокосма Н. нередко
представляется душой универсума. воплощением абсолютной духовности. Во многих
космогонических мифах Н. появляется при расчленении хаоса (часто — яйца
мирового), священный брак Н. и земли (Ср. Гея и Уран, Дъяус и Притхиви. Ан и Ураш,
Дева и Ниту и др.) передает их первозданную слитность и служит началом жизни
во вселенной.
Нередко
демиург творит Небо и землю из чудовища, воплощения первозданного хаоса (в
более архаичных Космогониях оно может само порождать Н. в землю), или иного первосущества
(ср., например, Намму, Гуйму, Пуруша, Тиамат). В отделении Н. от земли
участвует бог воздуха, демиург или сам бог Н. (ср., например, Шу, Энлилъ, Панъгу).
В космологических описаниях может присутствовать персонаж— опора Н.: Атлант, Убеллури
и др.
Нередко
мировая гора Держит на своей вершине Небо, Или ее вершина и есть Н,—
обиталище богов (ср. Олимп, Меру, Сумеру. СМ. также в ст. Нгаи, Тлалок, Гаропмана),
гора также фигурирует как место почитания бога Н., встречи человека
(например, Моисея) с богом. Другие образы связи Н. в земли — лестница (ср.
лестница Иакова, лестница, по которой Шакьямуни спускался в мир людей с Н. myiauma,
а др.), река (особенно в шаманских мифах, ср. также Ганга, Сарасвати, Ардви),
Мировое Древо. Нередко отмечаются материал, Из к-рого сделано Н. (камень,
металл, иногда — жиа-кость, «хлябь небесная»), форма Н. (шатер, шалаш, купол,
образующий стены и крышу над землей).
Связь Неба
с первозданными космическими водами (ср. также Варуна) находит
отражение в представлениях о светилах, плавающих по Н. (ср., например, Ра,
Млечный путь как Серебряная река в мифе о Ню-лап). Широко распространены
представления о многоуровневом Н. (ср. в ст. Аллах, лока, дгвалока, урдхвалока,
Тенгри, Нум, Фаро и др.).
Популярен
сюжет путешествия на Небо (например, Иолофата, Ичи, Нъямбе, шаманов, ср. Урэр,
Этана и др.), нередко вознесение на Н.— подвиг или знак избранничества (ср. в
ст. исра ва-л-мирадж, Енох), на Н. уходят культурные герои, предки по
завершении своей деятельности, герои, превращенные в небесные тела, и т. д.
Н.— обитель не только богов, но и душ праведных (ср. иару, джанна, ром), нерожденных
душ и т. д. (ср. также фраваши). С Небом соотносится верх человеческого тела
(ср. в ст. аддхалока, Имир, Пуруша, Паньгу). В архаических уранических мифах обожествлялось
само Н. (ср. Нум, Тенгри, Тянь, Дьяус и др.), различные небесные явления —
атрибуты бога-Неба (ср., например, в ст. Укко).
Впоследствии
бог-Н. превращался в антропоморфного бога, небесные явления нередко выступали
как его родственники (см., например, в ст. Нуми-Торум, Адад, сын Ана, и др.);
богов Н. могло быть несколько (ср. Зевс и Уран). Во многих мифологиях
фигурируют боги Н., часто демиурги, удалившиеся от дел и не участвующие в
жизни мира (т. н. deus otiosus, «праздный бог», ср. Ан, Нум, Нуми-Торум).
На
определенном этапе развития мифологии главные боги делались небесными
(семантический комплекс Небо — верх — благо — власть — вечность и т. д.),
процесс объединения (на основе общей семантики) божеств приводил к выделению верховного
небесного бога, часто эту роль выполнял громовержец (ср. Индра, Зевс, Перун).
|