Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
МОДЕЛЬ МИРА
в
мифологии описание взаимосвязи основных пространственных и временных
координат, определяющих место человека (коллектива) в мифологизированном
космосе.
Универсально
распространенный способ описания мира в архаических традициях — система
фундаментальных противопоставлений: пространственных (верх и низ, левый и
правый, восток и запад небо и земля, дом и лес и т. д.), временных (день —
ночь, лето — зима и т. д.), абстрактных (чет — нечет) и др., в конечном итоге
воплощающих благоприятные и неблагоприятные для коллектива явления: жизнь —
смерть, счастье — несчастье, добро и зле. космос и хаос (ср. кит. инь и ян).
В
диахроническом аспекте Модель мира описывает переход от хаоса к космосу и от
времени мифического, эпохи первотворения, к времени историческому.
Взаимодействие диахронических и синхронических описаний порождало сложные
классификационные Модели мира: примером может служить кит. мифологии. в к-рой
пять мифических государей воплощали центр и 4 стороны света. Божеством центра
и созвездий центральной части неба считался Хуан-ди, его помощник — бог земли
Хоу-ту, цвет — желтый; Хуан-ди — покровитель храма солнца; божество востока
(и восточной части неба) — Тай-хао (Фуси), его помощник — зеленый дух дерева Гоу-ман,
ему подвластны громовержец Лвй-гун и дух ветра Фэн-бо, его цвет — зеленый,
бог юга — Янь-ди, его помощник — красный дух огня Чжу-жун; бог запада — Шао-хао,
его помощник — белый дух Жу-Шоу; бог севера — Нжуапъ-сюй, его помощник —
черный дух Сюань-минь, под его покровительством — храмы луны и повелитель
дождя Юй-ши и т. д. (ср. У Фан шэнь, но-рейского Енван, Тупкан у сиу, егип. Огдоаду
и т. п.).
Наиболее
распространенный образ, синтезирующий все координаты Модели мира — мировое
древо.
|