Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
МИРОВОЕ ДРЕВО
в
мифологической модели мира универсальный символ, объединяющий все сферы
мироздания (космоса).
Может
воплощаться в виде собственно дерева, крона к-рого достигает небес, корни
опускаются в преисподнюю, ствол ассоциируется со срединным миром (земля), и
др. символов — соответствий мировой оси — таковы мировая гора (ср. Меру, Куньлунь,
Тайшанъ и т. п.), мировой Столп, первочеловек (ср. вьетского Тхэн Чу Чей),
ритуальных соответствий (храм, колонна, крест, лестница и т. п.— ср.
тибетский образ Цокшин) вплоть до символов типа древа познания и «мысленна
древа» в древнерусской поэтической традиции (см. Боян).
По
вертикали с Мировым древом связаны существа, воплощающие космические зоны: на
вершине — птица (две птицы), у ствола — копытные (олени, кони и т. П.),
иногда человек, у корней — змей (ср. скандинавский Иггдрасилъ, индонезийских Махаталу
— птицу-демиурга в кроне М. д. и рогатую змею — его противницу — у корней, в
мировом океане, рожденных из М. д. близнецов Латуре Дане и Ловаланзи и т. п.).
По горизонтали М. д. моделирует пространство, ориентированное цо сторонам
света: соответственно в различных моделях мира присутствуют пять деревьев — в
центре и по главным направлениям, или М. Д. окружают 4 животных, 4 божества и
т. п.— ср. четырех чаков в пантеоне майя, располагавшихся на деревьях, инд. локапал
и др. В симметрических композициях, связанных с М. д., воплощались фундаментальные
для мифологии различия между правым и левым, жизнью и смертью (у ацтеков —
бог солнца й бог смерти Миктлантекутли) и т. д.
Мировое
древо связывает все основные пространственно-временные координаты: ср.
описание Ашваттхи, корни к-рой тянутся с неба вниз, а с земля — вверх, или
корни ИггДарсиля, достигающие земель небесных асов, северных великанов и
преисподней; русскую загадку о дереве, имеющем 12 сучьев, на каждом — по 4
гнезда и т. д. (год с 12 Месяцами), др.-инд. представления о годе как гнезде
брахмана (см. о связи с М. д. в ст. Брахма) и т. п. С М. д. (древом Познания)
связано сокровенное знание: ср. распространенный у индейцев и др. народов
сюжет о разорителе Гнезда, становящемся культурным героем, Шина,
пригвоздившего себя копьем к М. д., чтобы обрести шаманскую мудрость.
У Мирового
древа совершается важнейший космогонический или ритуальный акт: по М. д.
боги, шаманы и т. п. проникают во все миры, у его корней божество поражает
своего противника (ср. Ра, убивающего змею под емкоморой, Перкунаса и т. п.,
поражающрг" змеевидного демона), приносится жертв-; (ритуал ашвамевха у
дерева ашваттха), решаются судьбы людей (см. Норны), на нёЪг, обитают души и
сам бог (Древо жизни в славянских апокрифах).
|