Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ВОЛКОДЛАК,
волколак
в
славянской мифологии человек-оборотень, обладающий способностью превращаться
в волка. Считалось также, что колдуны могли превратить в волков целые
свадебные поезда. Исключительная архаичность этих представлений явствует из
того, что в других индоевропейских традициях (в частности, хеттской)
превращение жениха в волка связывается с распространённой формой брака —
умыканием (насильственным уводом невесты); ср. среднерус. диалектное «волк»—
«шафер со стороны жениха». Способностью превращаться в волка наделялись
эпические герои — серб. Змей Огненный Волк, др.-рус. Всеслав (исторический
князь Полоцкий, 11 в.), былинный Волх Всеславьевич, что свидетельствует о
существовании общеславянского мифологического героя—волка (подобного греч. Долону,
др.-инд. Бхиме, герм. Беовульфу и др.).
Приметой
В., как и героя-волка, по преданиям южных славян, является заметная от
рождения «волчья шерсть» на голове (ср. тождественную др.-исл. примету —
«волчьи волосы» оборотня).
Это
словосочетание позволяет объяснить народную этимологию названия В.: сербохорв.
вукодлак, волкодлак, словен. volkodlak, болг. вълколак, върколак, старослав. влъко-длакъ,
вурколакъ, иольск. wilko-lek, чеш. vlkodlak. Но наиболее древняя форма
названия В., по-видимому, состояла из соединения названий волка и медведя
(ср. литов. локис), как в тождественных по смыслу др.-герм, именах: др.-исл. Ulfbiorn,
древневерх-ненем. Wulf-bero (ср. сочетание способностей становиться волком и
медведем в ряду 12 превращений, описанных древнерусской книгой «Чаровник»,
запрещённой церковью).
Другим
древним названием В. в славянском языке было слово, образованное от глагола vedati,
«знать»: укр. Biщун (вовкун), «волк-оборотень», др.-чеш. vedi,
«волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci, «волки-оборотни». Общеславянским
является представление о том, что В. съедают луну или солнце при затмении («влъкадлаци
луну изтдоше или слнце» в серб, рукописи 13 в., словен. solnce jedeno — о
затмении, чему есть соответствия в рус. Начальной летописи и в др.-чеш.
источниках).
Считалось,
что В. становился упырем, поэтому рот ему после смерти зажимали монетой. В
русской литературе тема В. использовалась, начиная с Пушкина, который первым
употребил название для них — «вурдалак».
|