Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
МЕТАМОРФОЗЫ (греч.— «превращения»)
мотив,
характерный для этиологических мифов (и тотемических мифов), описывающих
события эпохи Первотворения.
Культурные
герои превращают различные объекты или превращаются сами в светила, реалии
ландшафта, первопредки — в людей и животных и т. п. (ср. бушменские мифы о Цаене,
Хайнэ, первопредках дема у папуасов и т. п.).
С этими
архаическими мифами связаны античные мифы о Метаморфозах (в поэме Овидия —
см. Нарцисс, Гиакинф, Актеон, Арахна и т. д.). Космогонические мифы содержат
мотивы превращения расчлененного тела чудовища (Тиамат в шумеро-аккадской
мифологии) или первочеловека (Имир, Пуруиш, и т. п.) в элементы космоса. Др.
категория мифов о М.— шаманские и др. мифы о переходах из одного мира в
другой, сопровождающихся оборотничеством: ср. Метаморфозы Овина,
превращающегося в змею в преисподней и возвращающегося в виде орла в небесный
мир.
Оборотнями
становятся также колдуны И ведьмы, феи (см. Мелюзина) или околдованные ими
люди (ср. волкодлаков в славянской традиции и т. п.). С Метаморфозами связана
и мифологизация «обрядов перехода» — инициация, брак, сюжет сказок о чудесном
супруге — см. Финист Ясный Сокол, ср. Царевну-лягушку, осетинского Хамыца и
др.; ср. также тюркских ювха, китайских лис и т. п. оборотней, брак с к-рыми
губителен для человека.
Посмертное
превращение души — реинкарнация: ср. греч. представления о Психе (Психее) в
виде бабочки, птицы и т. п.
|