Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЛУНАРНЫЕ МИФЫ
мифологизация
луны и лунных циклов. Связаны с астральными, прежде всего — солярными мифами:
луна н солнце соотносятся с основными противопоставлениями, свойственными
мифологической модели мира — светом и тьмой, верхом и низом и т. д.
В
китайской мифологии солнце — ян, луна — инь, см. инь и ян, ср. Маву-Лиза у
фон и т. п.). Распространенный мотив — появление луны и солнца из глаз
божества: японский бог луны Цу-куе'ми появляется из воды, омывшей правый глаз
Йдзанаки, богиня Аматэрасу — из Воды, омывшей левый глаз: ср. китайского Панъгу,
Пуптап у чаморро и др. Часто луна (месяц) и солнце — супруги (Нулю у яруро —
жена солнца), в балтийском мифе о небесной свадьбе (см. Аушра) Перкунас
разрубает месяц мечом за измену солнцу — этиологический миф об убывании луны;
ср. миф о кетской Хоседям, преследовавшей месяц, к-рый хотел скрыться в чуме
у солнца.
В
абхазской традиции месяц Амза— младший из семи братьев (воплощение лунной недели) —
женится на солнце Амре. Ссора луны и солнца (в японской мифологии — Цукуёми и Аматэрасу)
приводит к разрыву: луна появляется Ночью, солнце— днем. Мотив поедания луны
чудовищами (слав, волковлаки, корейсние Пулькэ, ср. Раху) объясняет не только
убывание месяца, но и затмение луны и солнца.
В шумеро-аккадской
традиции затмению луны (бог Наина, отец солнца — Уту) посвйщйн миф о семерке
демонов, к-рых посылает бог Ан; у хеттов лунное затмение — падение луны (Арма)
с неба; у вьетов ТхэН Мат Чанг (луна) и Тхэн Мат Чей (солнце) — сестры,
супругом к-рых является небесный медведь: от их соития происходят затмения.
Особые
мифы объясняют происхождение лунных пятен: луна притягивает к себе человека
(простоволосую женщину, идущую с Коромыслом по воду, детей), нарушившего табу
(ср. обсКО-угорского Этпос-ойпу, Китайскую богиню луны Чапъа, обитающую йа
светиле в облике жабы, осетинского злого духа Артауыза, заточенного на луне,
Каина, терпящего там муки согласно апокрифам и т. П.).
|