Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ
мифологический
персонаж, который добывает или впервые создает для людей огонь, орудия труда,
культурные растения и др. предметы культуры, учит их охотничьим приемам,
ремеслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила,
магические предписания, ритуалы, праздники и т. д.
Культурному
герою приписывается также участие в мироустройстве: вылавливание земли из
океана мирового, установление небесных светил, регулирование смены дня и
ночи, времен года и пр.
В
версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, К. г. добывает
готовые блага культуры, иногда — элементы природы путем простой находки или
похищения у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у хозяйки
царства мертвых, у небесных богов, у духов-хозяев). Например, похищение огня Мауи,
Вороном и др. Параллельно или стадиально позднее возникают мифы об
изготовлении природных и культурных объектов К. г.— демиургом с помощью
гончарных, кузнечных и др. орудий.
В
архаических мифологиях представления о первопредках — демиургах — К. г.
синкретически не расчленимы. Связь с тотемными предками объясняет звериные
имена и атрибуты, частичную зооморфность многих Культурных героев (ворон,
норка, кролик, койот — у индейцев Северной Америки, хамелеон, паук, антилопа,
муравей — у многих народов Африки, ср. Цагн).
Культурный
герой иногда выступает борцом со стихийными природными силами (чудовищами, хтоническими
демонами и др.), которые пытаются смести установленный порядок. Мотивы борьбы
с чудовищами встречаются у северо-восточных, палеоазиатов, обских угров (Мир-суснэ-хум),
у полинезийцев (Мауи), микронезийцев и др.; в греческой мифологии (Геракл,
Персей, Тесей).
К. г.
не обязательно сакрализованы и соотносятся с некоторыми категориями духов и
выдающимися историческими личностями прошлого (Чингисхан, Александр
Македонский и т. п.). Таким образом, они отличаются от настоящих богов, но
при этом подчеркивается их магическая сила. На более высокой ступени развития
К. г. может эволюционировать к богу-творцу, но может развиваться в сторону
сказочного (Иван Дурак) или эпического (Рама, Гесер и др.) героя. Архаические
черты К. г. обнаруживаются у различных богов (Энки, Энлилъ, Один, Осирис и
др.). С выделением пантеона высших небесных богов К. г. иногда превращается в
помощника, посланца верховного творца, исполнителя воли последнего, но
возможен конфликт К. г. с богами (богоборчество Прометея).
К. г.
часто являются братья-близнецы — положительный, которому подражает
Отрицательный (Кабикана и Карвуву, Прометей и Эпиметей и др.). Когда у К. г.
нет брата, то часто ему приписываются различные проделки, некоторые из них
являются пародийным переосмыслением его же собственных серьезных деяний
(Койот, Манавоао). Демонически-комический дублер К. г. наделяется чертами трикстера.
|