Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
КОСМОС (от греч. Космос)
в
мифологической модели мира — мироздание, противоположное хаосу. Описывается
космогоническими мифами о возникновении (творении) Космоса из начального
хаоса.
В
пространственном отношении противостоит хаосу как внутреннее организованное
пространство — внешнему: скандинавский Мидгард («срединная усадьба», мир
людей и богов) — Утгарду, миру чудовищ и великанов «за оградой», «божий свет»
— «кромешной тьме» и т. п. Структура К., воплощаемая мировым древом, включает
по вертикали 3 основных зоны — небо, землю и преисподнюю, по горизонтали — 4
стороны света, воплощаемые часто мифологическими персонажами.
Представления
об устройстве Космоса соответствовали формам человеческого общежития и
культуры — от города и дома, также воплощавших мифологическую модель мира (мезокосм
— ср. представления об Иерусалиме, Риме и т. п., как центре вселенной, о
храме — жилище богов и т. д.), до человека (микрокосм — ср. значение греч. «космос»
как «украшение»): представлениям о творении К. из тела человека (первочеловека
— Пуруши и т. п.) соответствовали мифологические мотивы (в заговорах и т.
п.), соотносящие тело человека с частями К. и божествами (ср. в
шумеро-аккадском заклинании: «Энлиль — моя голова, лик мой — полдень» и т.
д.).
В
основе существования Космоса (и человечества) — мировой порядок, закон,
правда, справедливость, воплощаемые иранской Аша Вахишта, ведийской puma, египетской
Маат. Разрушительные силы хаоса в мифах о космических циклах (см. Юга)
ослабляют действие мирового порядка, что приводит к гибели К. (описываемому
эсхатологическими мифами) и новому творению.
|