Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
КАЛЕНДАРНЫЕ МИФЫ
мифологизация
смены временных циклов — дня и ночи (ср. свет и тьма), зимы и лета и т. п
вплоть до космических циклов (ср. др.-инд юга, калачакра — «колесо времени» в
джайнской мифологии), исчисляемых при посредстве календаря.
Структурированное время, определяемое по светилам, смене дня и ночи,
вводится в процессе космогонии т. о. К. м. соотносятся с космогоническим
мифами, введение календаря — с деятельностью культурных героев; в
греческой мифологии богини времен года — горы -олицетворяют
также мировой порядок справедливость. В египетской мифологи Тот,
«владыка времени», создает пят дополнительных дней в году,
чтобы Hyi могла родить пятерых детей — Осириса Гора Старшего,
Сета, Исиду и Нефтид (Plut. de Is. et Os., 12). Устроение календаря —
деяние Мардука. В китайской мифологии пять мифических государей — культурных
героев (в т. ч. Хуан-ди, в правление к-рого Жун Чэн создал календарь) связаны
с центром и четырьмя сторонами свет, созвездиями и планетами, 4 временами
год; ср. духов, воплощающих 12-летний календарный цикл — кит. Шиэр Штсяо-штъ,
корейского Сибиджисин, европейские волшебные сказки о 12 месяцах (годовом
цикле), 12 знаков зодиака и т. п.
В
римской традиции разделение года на 10 месяцев приписывалось Ромулу, первые
четыре соотносились с божествами римского пантеона: март — с Марсом, апрель —
с Афродитой (Венерой), май — с Майей, июнь — с Юноной; царь Нума Помпилий
ввел ещё два месяца — январь (.Янус) и февраль (от названия февралии —
искупительной жертвы, приносимой в конце года). Особый жрец определял по
новолунию начало каждого месяца и объявлял об этом народу: от лат. calare,
«объявлять», происходит название «календы» (ср. слав, календарный персонаж
Коляда) и «календарь».
Космогонические
циклы в индуистской мифологии, уничтожение и создание мира — «день-и-ночь»
(см. Калъпа) Брахмы. Смена сезонов также увязана с деяниями умирающих и
воскресающих богов (в низшей мифологии — с персонажами типа Купали,
масленицы, Бабы Допии и т. п.), суточный цикл — со спуском в преисподнюю
солнечной барки Ра, путешествием Шамаша (Уту) от «горы восхода» до «горы
заката» и т. п. (ср. армянского Жуп и Жаманак и др.).
Пространственно-временной континуум в индуистской традиции сопоставим с
жертвенным конем (ср. ашвамевха), чье туловище — год, члены — времена года и
т. д. («Бриха-дараньяка-упанишада» I 1). Календарная символика приписывалась
и анатомии человека (360 костей скелета — дни и т. п., ср. Абраксас).
В
соответствии с характерной для мифологической модели мира дуальной
классификацией (ср. мифических близнецов как воплощение лета/весны и зимы —
см. Иоске-ха и Тавискарон и т. п.), календарные единицы приобретали этическую
окраску — тьма и свет, тепло и холод приравнивались к добру и злу не только в
Календарных мифах о воскресающих богах, но и в мифах о ссоре Ра и Тефнут,
приведшей к засухе, и примирении их — разливе Нила и т. п. В эсхатологических
мифах индуизма эпоха гибели мира связана с богиней Кали — воплощением
разрушительной силы (Каларатри — «ночь времени»).
|