Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ИМЕНА
в
мифологии обозначение персонажей и др. объектов (фетишей, чудесных деревьев и
т. п.).
В
мифологической системе Имена собственные связаны с именами нарицательными
(апеллятивами), обозначениями целых классов мифологических персонажей и т.
п.: ср. у кетов 7 хоседэмов как обозначение речных порогов и сыновей богини Хоседэм;
напротив, И. собственные Митры, Дике и т. п. могут пониматься как апеллятивы
со значением «договор, друг, дружба»; «справедливость». В др. случаях в Именах
содержится закодированный мифологический сюжет: ср. одно из имен Индры— Вритра-хан,
«Убийца Вритры» и т. п.
Соответственно
наречение И., «установление имен» в ведийской мифологии и др. равнозначно
акту творения — наделения объектов определенными свойствами: ср.
наречение Иакова Израилем после борьбы с Богом. Знание И. дает власть над
его носителем: отсюда — табуация имен (запреты поминать И. «всуе»), раскрытие
имени Яхве лишь пророку Моисею и мифологические мотивы выведывания
подлинного И. божества (Ра вынужден назвать свое Имя Исиде,
чтобы излечиться от порчи), номинация Имени в заговорах (перечисление
лихорадок, имен Лилит и др.).
|