Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЗЕМЛЯ
в
мифологии одна из фундаментальных стихий мироздания.
В
космогонических мифах появление 3емли описывается как расчленение хаоса
(часто — яйца мирового), выделение верха и низа; священный брак неба (отца) и
3. (матери, ср. Гея и Уран, Папа и Ранги, Этуген или Умай и Тенгри, Армайти и
Ахурамазда; исключение — египетский миф о матери-небе Нут и отце-3. Гебе; ср.
инь и ян) служит началом жизни во вселенной. Нередко первозданный хаос,
олицетворенный чудовищем, хтоническим или водным, либо сам порождает 3емлю и
небо, либо последние создаются из него демиургом (ср. Намму, Гуйму, Атум). В
некоторых мифологиях 3. создается благодаря расчленению (принесению в жертву)
докосмического существа, первочеловека (см. Пуруша, Панъгу, Имир). Широко
распространено представление о возникновении 3. из вод океана мирового,
откуда ее вылавливает тот или иной мифологический персонаж (Мауи, Эрлик, Эхе-Бурхан
и др.).
В
отделении неба от 3. участвует бог воздуха, демиург или бог леса (ср.
например, Шу, Энлилъ, Тане). Вещественными символами союза неба и 3. в
архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а
также молния, удар метеорита. 3.— плодородная почва (рус. Мать Сыра земля), а
также недра, часто соотносимые с преисподней (ср. монгольскую Этуген и уту-гун
— преисподнюю у якутов; связь 3. с разнообразными хтоническими существами, ее
близость к первозданному хаосу, ср. Гея, Апи; в рамках т. н. основного
индоевропейского мифа противник громовержца часто — порождение 3., например, Тифон).
У
охотничьих племен встречается представление о 3емле как о неприкосновенном
природном существе, которое запрещается ранить каким-либо орудием (ср. Моу-нямы).
У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика 3.:
посев отождествляется с оплодотворением (см., например, в ст. Деметра).
Нередко функции 3. как богини плодородия сконцентрированы в образе
богини-матери (ср. Нибела, Церера, Иштар). Порой фигурирует несколько
божеств-ипостасей обожествленной 3. (ср. Нинхурсаг и Дамгалънуна, Церера и One,
Теллус).
В
вертикальной модели мира 3емля (средняя зона) рассматривается как место
обитания людей; положение 3., окруженной мировым океаном, оказывается
срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр
космоса (ср. срединный столб 3емли в мифе об Шдзанаки и Идзанами), 3.
характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой.
|