Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЗАГРОБНЫЙ МИР
потусторонний
мир, мир мёртвых, тот свет, в мифологии обитель умерших (их душ).
В
архаических Традициях (у австралийцев, бушменов, папуасов) помещался в
кустарниках, в устье рек и т. п., умершие могли продолжать жизнь охотников,
превращаться в зверей и птиц, в виде духов возвращаться к стоянкам сородичей.
В
традициях с развитой космологией отделен от земли живых, отождествлен с
подземным (реже — небесным) миром, преисподней, в горизонтальной проекции
модели мира располагался за потоками (греч. Стикс, ведийская Вайтарани и
др.), горами и т. п. преградами, к-рые необходимо было преодолеть умершему во
время загробного путешествия. Отсюда представления о необходимости ладьи (см.
Ха-рон), коня (ср. Слейпнир) и др. транспортных средств, о проводниках душ
(греч. Гермес, индонез. Темпон-Телон, Хайфи у чаморро и др.), шаманах,
указующих путь в 3. м., и т. п. Согласно литовской традиции, покойнику нужны
были звериные когти, чтобы преодолеть гору на пути в 3агробный мир:
сорвавшегося пожирал дракон Визунас (ср. ацтекскую преисподнюю Миктлан, полинез.
Пулоту).
По др.
представлениям умершие должны были перейти мост (иранский Чипват) и т. п.
Вход охраняло чудовище (греч. Кербер, Ешап у ингушей и т. п.) или хозяин 3агробного
мира: они пропускали лишь выполнявших ритуалы (погребенных по правилу),
откупившихся или заплативших за вход (обол Харона); не попавшие в 3. м.
(колдуны, нарушители табу и т. п.) погибали окончательно, или становились
злыми духами, вампирами (инд. веталы, рим. лемуры и т. п.).
Жизнь в
3агробном мире могла повторять земную (в селениях предков и т. п.), часто в
инверсии (когда на земле день, в 3. м.— ночь, умершие ходят вверх ногами, их
пища смертельна для живых и т. д.— ср. буни). В др. традициях души (тени)
вели безрадостное существование — ср. греч. аид и др.-евр. шеол — или,
напротив, обитали в стране изобилия (египетские поля иару). Судьбы умерших
зависели от их статуса, способа смерти и т. п.: ср. скандинавскую вальхаллу
для героев, павших в битвах, и хелъ — преисподнюю для умерших бесславной
смертью (ср. кур и т. п.).
Архаические
образы хозяйки 3агробного мира — Хель, кетской Хоседэм, шумеро-аккадской Эреш-кигалъ
и т. п.— связаны с хтоническими мифами (ср. хтопические существа) и дуальным
противопоставлением небесного и земного миров; противники демиурга в
дуалистических космогониях становились богами 3. м.: таковы иранский Ангро-Ыайнъю,
алтайский Эрлик, обско-угорский Кулъ-отыр и т. п. В ведийской мифологии
«царем мертвых» стал первый умерший — Яма; ср. Осириса, к-рый стал царем
3агробного мира после смерти.
Дуализм
небесного мира богов и преисподней злых духов послужил основой для позднейших
представлений о рае и аде в христианской, мусульманской (джанпа, джаханнам),
иранской, индуистской (голока-рай Вишну, ад — нарака и т. п.) мифологиях,
связанных с идеей загробного воздаяния, в частности — загробного суда. Первоначально
загробная судьба зависела в основном от ритуальной чистоты умершего, судьи 3.
м. определяли, когда человек умрет (Мамету в аккадской мифологии и др.);
Осирис, Яма, иранские Митра, Рашну и Сраоша, китайские Бао-гун, Циньгуан-ван
(см. в ст. о 3. м. Диюй) и др. судят умерших по их добрым и злым делам
(взвешивая их на весах и т. п.). Мифы о Сизифе, Тантале и др. дают примеры
эпизодического загробного воздания в аиде; в христианской и др. мировых
религиях райское блаженство и адские муки ждут праведников и грешников после
смерти и продлятся вечно после Страшного суда (см. также Чистилище,
«Хождение Богородицы по мукам»).
С
мифами о 3. м. связан мотив поисков бессмертия — попытки воскресить Энкиду,
вернуть Эвридику остаются безуспешными (ср. эпитет 3. м. кур в
шумеро-аккадской традиции — «страна без возврата»); вместе с тем для
шаманских мифов характерны представления о возвращении душ шаманами с того
света. Спасения от мук 3. м. и посмертного блаженства ожидали участники
мистерий Диониса и др. умирающих и воскресающих богов (ср. также календарные
мифы о похищении Персефоны Аидом, пребывании в аду Еми-но куни богини Идзанами
и т. п.). В христианской мифологии «попрание смерти» и избавление праведников
от ада происходит во время сошествия во ад Иисуса Христа.
|