Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЖРЕЦ
мифологизированный
исполнитель ритуалов и носитель сакральных знаний. В архаических мифах —
знахарь (ср. Байаме у австралийцев), шаман.
Главная
функция Ж.— организация культа, важнейшим актом к-рого было жертвоприношение;
таким обр., Жрец становился посредником между людьми и богами: ср. др.-инд. Атхарвана,
к-рый при посредстве жертвоприношений пролагает пути солнца. С выделением
жречества как социальной группы специалистов по мифу и ритуалу Ж. в разных
традициях наделялись высшими социальными функциями: по Ж. Дюмезилю
трехчастная социальная структура индоевропейского общества — Жрецы, воины и
общинники (пастухи и земледельцы, ср. Пахарь) — соответствовала структуре
пантеона, в частности, ведийского. Митра и Варуна, как высшие боги, воплощали
жреческую («правовую» и магическую) функцию, Ипдра — воинскую, Ашвины —
общинную (плодородие). Ср. представления о том, что Ж. (обладатели тайного
знания) выше царя: таковы брахманы в др.-инд. традиции, Аттий Ва-еий в
римской и т. п.
В
индуистской традиции Жрецы-брахманы была непосредственно связаны с функциями
творца мира Брахмы и, возможно, одноименным жертвенным сооружением: ср. представления
о творении как жертвоприношении и жреческие функции многих богов — первого Жреца
Брихаспати, Аг-ни и др. Жреческие функции присущи выс-щим богам многих
традиций (ср. Каутеован у коги, Кецалькоатлъ у индейцев Центральной Америки и
др.), культурным героям — учредителям культа (ср. у литовцев Kpuse, Лиздейпа,
Комфо Аноче у ашанти), первоче-ловеку (ср. возжигание иранским Йимой
священного огня), основателям религий (Заратуштра, Мани, Мухаммав и др.).
Жрец
часто отличался от пророка, как Аарон от Моисея, и даже противопоставлялся
ему (ср. отношение Иисуса Христа к «фарисеям и книжникам», суд Каиафы и т.
п.). Вместе с тем при посредстве ритуалов Ж. противостоял воплощениям зла —
колдунам, демонам и т. п. Во время главных ритуальных актов — праздника —
функции Жреца отправлял царь.
|