Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЖИВОТНЫЙ МИР
В
различных мифопоэтических традициях животные, птицы, рыбы, насекомые (как
реальные, так и фантастические, а также гибридной природы, в т. ч. зооантропоморфные,—
жар-птица, симург, феникс, супарна,
сад лин, Иулулу, Оаннес и др.) фигурируют иногда в качестве божеств
(особенно, в мифологиях египетской, ацтекской, индуистской, китайской и др.),
демиургов (см.,
например, в ст. Улъгень, Йулъ-отыр, Цагн, сэли, дябдар), культурных героев
(см. Тинирау, Цель, Бунджиль, Нденгеи, Фуси, Нюйва и др.), трикстеров (см.
Ворон), тотемных предков (например, Хомпороуун хотой, Байаме, Мюйюздюу эне),
духов-Покровителей природных угодий (например, Седна, Торнгарсоак и др.),
помощников мифологических персонажей (особенно в шаманских мифах), их
атрибутов, либо символов (например, у Зевса, Артемиды, Афины, Пирвы, Нингирсу
и др.), ипостасей антропоморфных персонажей либо их временных, случайных форм
(см., например, в ст. Аватара, Дионис, Посейдон, Ликаон, Волх ср.
метаморфозы) и т. п., наконец, как объект ритуала жертвоприношения (ср, ашвамедха).
Используются
в различных классификациях, являющихся способом объяснения человеком самого
себя и всего мироздания (ср., например, 12-летний календарный цикл у народов
Центральной и Юго-Восточной Азии); ср. также умирающий и воскресающий вверь.
В
соответствии с традиционной трехчленной моделью мира и соответственно
мирового древа по вертикали располагаются и животные. С вершиной древа
соотносятся птицы (служащие также для связи космических зон), особенно часто
орел или фантастическая птица (ср. Анзуд, Див), иногда две птицы, как бы
дублирующие солнце и месяц, пчела (ср. Бубилас, Анигал), с серединой
соотносятся копытные, иногда пчелы. С низом дерева (его корнями) связаны
лягушки, мыши, рыбы (с последними особенно ассоциируется мотив смерти —
воскрешения, ср. Иона, Гунь), бобры, выдры, медведи, змеи или другие хтонические
животные, насекомые (часто созданные злыми божествами, в наказание людям, ср.
в ст. Вельзевул, Храфстра, Ича, Хоседзм, Калбесэли др.).
В
рамках т. н. основного индоевропейского мифа громовержец (чей атрибут —
животное, часто — птица, особенно орел) поражает своего противника (чаще
всего змея, фантастическое чудовище) в нижнем мире и освобождает, возвращая
на землю, похищенный скот (ср. Индра и Вритра, Вала). Ср. аналогичный мотив в
египетской, западно-семитской мифологиях (Ра и Anon, Этана). Иногда животные
выступают как образ какой-либо космической зоны (например, корова-небо Нут, локапалы).
Распространены представления о душе в виде животных, бабочки, мотылька (см. в
ст. Психея), птицы (ба). В позднейшей традиции чудесные животные — символы божественных качеств
(ср. Единорог).
|