Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
распространенный
сюжет космогонических мифов или мифологизированный ритуал.
Как Жертвоприношение
понималось творение богами космоса из расчлененного тела первожертвы —
чудовища, воплощающего хаос (Тиамагп), или первоче-ловека — ведийского Пуруши,
скандинавского Имира и т. п. Соответственно ритуал Ж. повторяет
космогонический акт (ср. ашвамедха—Ж. коня, пурушамедха— Ж. человека, пуруши
в ведийской традиции) или поддерживает мироздание, как у ацтеков, боги к-рых
(Тласольтеотль, Уицило-почтли) восстанавливают свои силы — и силы космоса —
жертвенной человеческой кровью. Сниженным вариантом мотива Ж. как основы
мироздания являются легенды о строительных жертвах — Ж. человека, тело и
кровь к-рого укрепляют фундамент возводимой крепости, города и т. п.
При
посредстве Ж. достигалось также расположение богов (духов), к-рые вкушают
жертвенную пищу (вдыхают аромат сжигаемых жертв и т. п.); ср. мифы о Соме
(иранский Хаома), о Ж. Сервия Туллия Диане, благодаря к-рому Рим получил
власть над Италией, и т. п. В ведийской и др. традициях существовали
божества, специально ведающие Ж. (Брихаспати, Ила), при этом ритуал Ж.
объединял всех богов пантеона (Аг-пи переносил жертву с жертвенным огнем и т.
д., см. также Сати); китайское высшее божество Шан-ди исходно, видимо, было
персонификацией Ж. (ср. также первопред-ка Фуси, чье имя связывается с
добыванием жертвенных животных, вед. Сваху, семитского Молоха).
Отсюда
— особая мифологизированная роль жреца как руководителя Ж. Человеческое Ж.
считалось высшим ритуальным актом в иерархии жертв (птица — копытное животное
— человек), приносимых с целью умилостивить божество. Характерны мотивы замены
человека животным в момент Ж. (см. Исаак, Ифигения) и об освобождении от Ж.
(напр., Шунахше-пы) как знака милости божества (и отказа от кровавых
обычаев).
Наиболее
архаичный мифологический сюжет, связанный с Жертвоприношением,— миф об
умирающем и воскресающем звере. Для древних земледельческих цивилизаций
характерен календарный миф об умирающем и воскресающем боге как жертве. В
отличие от ритуалов Ж. раба, преступника, пленного иноплеменника,
воплощающего грехи человечества (ср. библейского «козла отпущения»), в мифах
традиционный мотив — Ж. ребенка (ср. Ж. Авраама), «агнца» и т. п. невинного
существа, искупляю-щего эти грехи.
Традиционная
символика Жертвоприношения — смерть царя в облике раба, воскресение, бог как жертвенный
(пасхальный) агнец, причастная трапеза — в христианской мифологии подверглась
переосмыслению: суть Ж. спасителя — добровольная искупительная жертва,
освобождающая человечество от последствий «грехопадения» (см. Иисус Христос).
|