Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ДУША
персонификация
жизненных процессов, связанных с рождением (наделением Душой), сном, болезнью
(похищением Души злыми духами) и смертью. Наделение Д.— один из основных
мотивов антропогонических мифов: наделить человека Д. может демиург (в
дуалистических мифах противник демиурга — Сатанаил и т. п.— не может создать
Д.) или специальное божество (ср. Псатха и т. п.). Согласно библейской
традиции «вдунул (Бог) в лицо его (Адама) дыхание жизни, и стал человек душою
живою» (Быт. 2,7); соответственно «испустить дух» значит «умереть».
Характерна
мифологизированная связь Души с воздухом и ветром, бурей; ср. здухача, Д.
которого наделена способностью насылать ветер и т. п. во время сна, и
мертвецов, Д. которых проносятся в буре (Дикая охота). По др. представлениям,
часто сочетавшимся с мотивом Д.— дыхания, вместилище Д.— кровь (греческая,
еврейская традиции — ср. шумеро-аккадск. напишту), тень человека (ср.
представление о том, что Д. умерших не имеют тени или сами являются тенями —
ср. Стафиа), какой-либо орган (диафрагма у греков, печень у тюрков и т. п.) и
др.
Множественность
проявлений жизнедеятельности повлияла на представления О множественности душ
человека: в разных традициях различаются Душа живущего и дух мертвеца — ср.
египетские ах, ба и ка, кит. цзин, шэнь и гуй; в китайской мифологии
различались также светлая часть души (хунъ) и темная (по); у тай различается
до 120 Д. (см. Хуоны): ср. также монгольскую супе и т. п. Распространенное
представление — о наличии у человека «внешней Д.» (ср. паня у нанайцев, са у
чеченцев, лейкпъя у бирманцев и др.), которая покидает тело во время сна в
виде животного, птицы или насекомого — если разбудить человека (перевернуть
его тело и т. п.) во время странствий Д. или погубить Д. (ср. Кащееву смерть
и т. п.), ее владелец умрет.
Душа
могла воплощаться в фетише — ср. сульде в виде знамени у монголов, золотой трон как воплощение
Д. народа у ашан-ти
(см. Комфо Аноче) и т. п. После смерти Д. находит прибежище в загробном мире,
по др. представлениям — возвращается в то-темический центр племени, к
мировому древу и т. п. источнику жизни, после чего вновь воплощается в
новорожденного (переселение Д., метемпсихоз, реинкарнация — ср. инд.
сансара). Характерны ритуалы Встречи Д. предков, являющихся в свои жилища во
время календарных праздников — ср. в ст. Деды, фраваши, маны. Д. умерших
неестественной смертью, оставшихся без погребения и т. п. становились злыми
духами — ср. чотгоры у Монголов, слав, навь й т. п. (ср. также смерть).
Для
теистических религий существенно противопоставление не живого и мертвого, а
бессмертной Д. и греховного тела; цель земной жизни — спасение Д. от адских
мук (см. Ад) или от бесконечного круга перерождений (см. Нирвана).
В
разных традициях Душой могли наделяться животные, растения (ср. Кванкао —
душу риса у тай, оми — Д. животных у эвенков, техн у нивхов), все
материальные тела (доюиеы в джайнской мифологии).
|