Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ДУХИ
мифологические
существа, связываемые обычно с человеком, его телом, его жизненной средой, в т.
ч. и природной. В отличие от богов, входящих в пантеон, причисляются к низшей
мифологии.
В
некоторых дуалистических мифах Духи делятся на злых, вредящих человеку, и
добрых, полезных для него (дэвы — ахуры, бесы — ангелы и пр.). Однако во
многих мифологиях представления о добре иди зле, приносимых Д., определяются
не столько их постоянной природой, сколько ролью в данной ситуации.
Духи,
связанные с человеком, делятся на его собственных Д., воплощающих душу, после
смерти становятся Д. мертвого — ср. навь, пишачи и т. п. Д. его рода, семьи и
Д. его предков (напр., онгоны в шаманской монгольской мифологии). Во многих
мифологиях различаются Духи-помощники, соотносящиеся с разными частями тела
(хетт, «дух лба», «глазной дух» и пр.). Другую категорию Д. составляют
духи-хозяева (иччи, зе, эдвены и др.), Д., обитающие в доме (домовой,
кобольды, боггарт, брауни и др.) или отдельных его частях. Выделялись также
Д. источников, озер, рек, лесов, гор, полей (гамадриады, клудде, корриганы и
др.). Особую категорию злых Духов составляют Духи загробного мира.
Значительную
трансформацию представления о Духах претерпевают в христианстве, исламе и
поздних религиозно-мифологических системах с развитым противопоставлением
добра и зла, Бога и дьявола (сатаны, шайтана, бесов, чертей и пр.).
|