Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ МИФЫ
мифы,
описывающие мироздание как единство противоположных явлений и символов. Д. м.
последовательно передают универсальные двоичные классификации, основанные на
соответствии биологических (мужское и женское), социальных (дуальная
организация общества) и психологических характеристик мифологизированным
противопоставлениям верха и низа, света и тьмы, правого и левого, солнца и
луны, космоса и хаоса и т. д. вплоть до этического противопоставления добра и
зла. Архаические Д. м.— дуалистические космогонии, описывающие сотворение
мира двумя братьями (часто — близнецами); так, у кауилла Темайауит создает восточный
свет, белую землю, подземные существа, его брат Мукат — западный свет, черную
землю, людей (ср. близнецов Дьяй и Эпи у тукуна).
В Дуалистических
мифах, различающих полезное и дурное в творении, демиург — бог неба —
противостоит божеству преисподней: таковы алтайские Улеень И Эрлик,
обско-угорские Нуми-Торум и Кулъ-отыр и т. д.; один из них творит землю,
другой создает на ней неровности и т. п., один делает полезных животных,
другой — вредных, демиург создает человека совершенным существом, его
противник вселяет в сотворенного болезни и т. д. В индийских мифах творцом
всего сущего может выступать Праджапати, к-рый «из дня» создает богов-дева,
«из ночи» — демонов-асуров, при этом дева были сотворены белыми, правой
рукой, на их стороне была правда, асуры — черными, левой рукой, воплощали
кривду (ложь) и т. д.
Сравнение
с родственной иранской традицией («Авеста»), где дэвы — Демоны, связанные с
преисподней, ложью (Друг) и т. д., а ахуры — благие боги, обнаруживает
архаический дуалистический характер противопоставления двух классов
мифологических существ, один из к-рых (дева) считался в эпоху индоиранской
общности покровительствующим индоариям, другой (ахуры) — иранцам. Иной
вариант Д. м.— представления о взаимодополняющих Друг друга Началах: Gp. инк
и ям в китайской мифологии. В дуалистических учениях, восходящих к иранской
мифологии (см. Заратуштра, Ахурамазда), абсолютизировалось противопоставление
духа и тела (см. Мани и т. п.).
|