Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ДОБРО И ЗЛО
в
мифологической модели мира одно из основных противопоставлений, соотносимых
со светом и тьмой, небом и преисподней (ср. Верх и нив), жизнью и смертью,
правдой и ложью (кривдой), богами и злыми духами и т. д.
В архаических
традициях этическое противопоставление было ограничено преимущественно
представлениями о пользе или вредоносности для коллектива тех или иных
явлений: ср. мифы о близнецах-демиургах, дуалистические мифы о боге и его
противнике, портящем творение, приносящем в мир болезни и смерть и т. п. (ср.
Ульгеня и Эрлика. Нуми-Торума и Куль-отыра и т. п.). В разных традициях Добро
и Зло воплощались богами — устроителями космоса и демонами, чудовищами,
великанами и т. п. воплощениями хаоса: ср. Гайавату и Атотархо у ирокезов, Яйян
камуп у айнов, западных и восточных тенгри у бурят, дева и асуроо в
ведийской, дэвов и ахуров в иранской традиции и т. д.
Воплощением
добра во многих традициях являлось мужское небесное божество, зло
олицетворяла хтоничеекая хозяйка нижнего мира, земли, преисподней (ср. Одина
и Хелъ в скандинавской, Вся и Хоседэм в кетской, Ичу и Кызы в самодийской
мифологиях и т. п.). В теистических и развитых дуалистических мифологиях
противопоставление Д. и 3. связано с выбором, к-рый должен сделать человек
(см. Заратуштра, «Грехопадение»), усилив созидательные или разрушительные
силы.
Противостояние
сил Добра и Зла должно закончиться решительной битвой в конце света (ср.
Эсхатологические мифы), когда силы добра возглавит спаситель — мессия. В
дуалистических религиях, абсолютизирующих противопоставление Д. и 3.,
особенно в учении Мани и восходящих к нему богомильских и др. учениях (ср. Малаки-тауз),
воплощением зла считался весь тварный материальный мир, с добром
ассоциировалось лишь царство духа.
|