Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ВРЕМЯ МИФИЧЕСКОЕ
в
мифологии «начальное», «первое» время, «правремя», предшествующее
эмпирическому (историческому) профанному времени.
Во В.
м. первопредками, демиургами, культурными героями были созданы нынешнее
состояние мира и образцы и санкции социального поведения. В. м.— время первотворения,
первопредметов и перводействий, оно отражено прежде всего в космогонических, антропогонических,
этиологических мифах (ср., например, сферу действий Ворона и его семейства).
Для мифологического мышления В. м. представляется сферой первопричин
последующих действительных эмпирических действий, объяснение устройства вещи
тождественно рассказу о том, как она делалась, описание окружающего мира
равно изложению истории его творения.
Время
мифическое является первоисточником не только причин, архетипических
первообразов, но и магических духовных сил, к-рые, будучи активизированы
ритуалами, инсценирующими события В. м. (особенно во время календарных
праздников, инициации и т. п.), продолжают поддерживать порядок в природе и в
обществе.
Распространены
представления, что магическая эманация В. м. доходит до живых носителей мифа
через ритуалы и сны (ср. алъчера, «время сновидений» у аранда). Категория В.
м. особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные
представления о нем встречаются и в развитых мифологиях, например, как
золотой век либо как зпоха х а о-с а, подлежащая упорядочению силами к о с м
о с а. Мифологические начальные времена язляются фоном в архаической эпике
(«С т а р ш а я Э д д а», «Энума Элиш» и др.). В классических формах эпоса
время аналогично В. м. также представляется как начальное, как время действия
предков, предопределивших последующий порядок (ср. эпоха короля Артура, эпоха
Яо и Шуня и т. д.).
Линейная
модель Времени Мифического (дихотомия «начальное время/эмпирическое время»)
была дополнена циклической моделью времени, чему способствовали ритуальное
повторение событий В. м., а также календарные мифы и развитие представлений
об умирающем и воскресающем боге. С циклической моделью времени связаны мифы
о циклической смене цепи мировых эпох (ср., например, представления о смене
юг, кальп). В эсхатологических мифах возникает также образ конечных времен,
гибели мира, подлежащего или не подлежащего затем циклическому обновлению
(ср., например, Рагнарёк, учение Мани и др.).
|