Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ВОЛШЕБСТВО
магия,
колдовство, чародейство, сверхъестественная способность при посредстве
ритуала воздействовать на мир и человека.
В
низшей мифологии этой способностью наделялись люди, заключавшие союз с
нечистой силой, дьяволом — ведьмы, колдуны, оборотни (см. также венг. Босоркань,
литов. Рагана, груз. Кудиани, слав. Волкодлаки и т. п.): заклинаниями
(заговорами) и магическими действиями они насылают порчу на людей и скот,
губят урожай. В мифах божества, связанные с Волшебством (магией), имеют, как
правило, демонический характер — таковы греч. Геката, богиня мрака и
чародейства, скандинавский Один — шаман и бог воинского неистовства, Тескатлипока
— бог ночи, покровитель колдунов и жрецов у майя и т. л.
В
различных мифологических сюжетах В. связано с порчей и т. п. (ср. греч. Кирку,
превращающую людей в животных, Исиду, насылающую змею на бога Ра, и т. п.),
часто — с предсказаниями и т. п.: ср. Аэндорскую волшебницу, предсказавшую
судьбу Саулу, скандинавскую вёльву, предрекшую Одину гибель богов, и др.
Волшебницы — от слав. Бабы Яги до греч. Медеи — могут выступать в качестве
помощниц героя (ср. представления о черной — вредоносной — и белой магии).
С Волшебством
и магией, помимо собственно волшебников и магов, могут быть связаны др.
категории мифологизированных персонажей, прежде всего — специалисты по
ритуалам (шаманы, жрецы), а также ремесленники,, чье искусство приравнивалось
к магическому знанию — кузнецы и др. Магическое искусство высоко оценивалось
в разных традициях, ср. представление о майе, волшебной способности к
«перевоплощению в индийской традиции, с дао в китайской мифологии и
способности обрести бессмертие (см. Восемь бессмертных, сянъ); «магико-юридической
функцией» наделялись высшие боги в ряде индоевропейских пантеонов (Варуна и
Митра в ведийском, Один в скандинавском и т. д.) — ср. Исиду и Тота —
чародеев и целителей, Легба у фон и т. п. Характерны представления о
магических снадобьях, «молодильных яблоках», травах и т. п. (моли у греков, папътао
у китайцев, плакун-трава у русских, мандрагора и др.).
Магические
знания соотносились со знанием космогонических, в т. ч. антропогонических мифов:
распространенный мотив заговоров — перечисление основных элементов и стихий
мироздания и соотнесение их с частями тела человека (ср. астрологию и т. п.
способы прорицаний). В представлениях, связанных с теистическими религиями,
В. получает негативную оценку — ср. сюжет Фауста, обретающего власть над
Мефистофелем, чародея и чернокнижника, осужденного на адские муки, в немецких
народных книгах 16 в.
В
дуалистической иранской мифологии чародей Афрасиаб — главный противник
праведных правителей Кейянидов, враг зороастризма. В библейской традиции
подлинно лишь чудо, знаменующее могущество Бога: египетские маги оказались в
состоянии повторить знамение, явленное Аароном, их посохи также превратились
в змей, но посох Аарона пожрал ложные фетиши; ср. противопоставление Симона
мага как лжечудотворца апостолу Петру и т. п.
|