Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
ВЕРХ И НИЗ, верхний и
нижний миры
в
мифологической модели мира одно из основных противопоставлений (наряду с
правым и левым, мужским и женским, днем и ночью, добром и злом и т. д.),
соотносящееся с основными элементами (стихиями) мироздания.
Нижний
земной мир людей противопоставлен небесному миру богов и духов и, уже как
верхний мир — преисподней, загробному миру, а также водной стихии, первичному
океану, на к-ром покоится земля: так, в мифах айнов божества называются памуй
(букв., «тот, кто покрывает»), земля — Канна мосири («верхний мир»), под ней
— связанная с водной стихией преисподняя Тейне покла мосири («мокрый
подземный мир», ср. Камуй мосири). Для космогонических мифов характерны
мотивы поднятия неба над землей (бог леса Тане отрывает отца-небо от
матери-земли в полинезийской мифологии) или земли со дна первичного океана
(см. Ну ми—Торум, Сатанаил и т. п.). Перемещения из верхнего мира в нижний и
наоборот составляют основу многочисленных мифологических мотивов: боги
(культурные герои) спускаются на землю по мировому древу (при помощи
волшебных животных — коней, птиц — особенно в шаманских мифах).
Во
многих мифологиях мир описывается при посредстве т. н. основного мифа: у
американских индейцев (и нек-рых народов Сибири) — миф о разорителе орлиного
гнезда, культурном герое, взбирающемся на мировое древо и обретающем
культурные блага (огонь) в обмен на жизнь птенцов (ср. в европейской традиции
— литов. Лиздейка и т. п.); у индоевропейских народов — миф о громовержце и
его хтоническом (змеевидном) противнике (имя к-рого означает «низ», «основу»
и т. п.— см. Ахи Будхнъя), к-рого тот преследует с неба громом и молнией (см.
Индра, Перун и т. д.). Инверсия свойств верхнего, небесного или земного мира
отмечает принадлежность к нижнему, враждебному людям и богам — ср.
распространенное представление о загробном мире, в к-ром мертвецы ходят вверх
ногами (так же в африканских поверьях перемещаются колдуны); противник
демиурга в дуалистических мифах возникает из тени, отражения в воде;
оборотень должен перевернуться через голову, чтобы принять человеческий вид и
т. п.
С неба
в преисподнюю были низвергнуты, согласно библейской традиции, бесы во главе с
Сатаной (таково происхождение и нечистой силы на земле). Соответственно в
эсхатологических мифах демоны и мертвецы преисподней восстают против небес и
мира людей (ср. Рагнарёк), в день гибели мира верх и низ меняются местами.
Переворачивание отношений верха и низа, связанное с мифологизированными
персонажами типа карнавала или масленицы, ритуальное моделирование хаоса,
карнавальных (ряженых) образов смерти, злых духов и т. п. призвано было во
время календарных праздников способствовать упрочению космического порядка.
|