Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
БОЛЕЗНЬ
мифологизированное
явление жизненного цикла.
Причиной
Болезни считались злые духи (боги), часто наделяемые специализированными
функциями: корейская Малеа Сонним, осетинский Аларды — духи оспы, аккадский Эрра,
ганда Каумбули — боги чумы, рус. лихорадки (ср. воплощение эпизоотии —
коровью смерть); Б. (порчу) наводят колдуны, ведьмы и др. вредоносные
существа (духи мертвых — монг. чотгоры и т. п.).
В
качестве повелителей всех болезней (ср. удмуртскую Кутысъ, ингушскую Уннана,
осетинского Рыныбар-дуаг и т. п.) могли выступать противники демиургов в
дуалистических мифах (ср. Эрлик, Кулъ-отыр и т. п.), которые считались создателями
Б. и смерти: в антропогонических мифах противник демиурга наводит порчу —
оплевывает сотворенного человека, демиург выворачивает его наизнанку, отчего
болезни оказываются внутри человека.
Духам Болезней
в обряде противостоят знахари, шаманы, жрецы — знатоки заклинаний
(заговоров), воспроизводящих космогонические мифы: здоровье человека в
заговорах приравнивалось целостности космоса. В мифологии от Болезни
избавляют боги (духи) — целители: греч. Асклепий, Панакея и др., инд. Рудра,
кит. Сунь сьшяо и др.
|