Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
БОГИНЯ-МАТЬ
главное
женское божество в большинстве мифологий.
Обычно
соотносится с землей и — более широко — с женским творческим началом в
природе. Ранние свидетельства почитания Б.-м.— верхнепалеолитические «Венеры»
(статуэтки с подчеркнутыми женскими половыми признаками).
Более
поздние представления о Богине-матери связаны с представлением об изначальной
божественной паре, прародителях вселенной и населяющих ее существ (Дьяус и Притхиеи,
Илу и Асират, Кукумац и Тепев, Есь и Хоседэм, Ранги и Яапа и др.). Иногда
функции богини распределялись между несколькими персонажами (например, в
якутской мифологии каждая из айысыт связана с плодовитостью только одного
вида существ: людей, лошадей, коров, собак и т. д.).
Основная
функция Богини Матери — созидательная, которая имеет несколько аспектов. Как
супруга бога-творца Б.-м. участвует в творении мира (в этом качестве она
обычно идентифицируется с землей), в создании населяющих вселенную существ
(богов, людей, животных, чудовищ и т. д.). Покровительство плодородию почвы,
скота, людей, сексуальной активности — один из аспектов созидательной функции
Б.-м. (Деметра, Иштар, Исида и др.).
Во
многих мифологиях Б.-м. соотнесена с умирающим и воскресающим богом (Исида и
Осирис, Кибела и Аттис, Иштар и Таммуз и др.). Включение Б.-м. в круг
мифологических представлений о вечном возрождении было причиной того, что
именно она рассматривалась как источник жизненной силы и бессмертия как
высшего проявления этой силы. Отсюда связь Б.-м. с мистериями и различными
тайными культами.
Существует
точка зрения, что культ богородицы обязан своим возникновением и развитием
представлений о Б.-м. Важная функция Б.-м.— покровительство культуре,
городам, микрокосму (социуму), законам, тайным знаниям, мореплаванию и т. д.
При этом божество обладает и еще одной важной чертой — оно связано также с
природой, дикостью, подземным миром, необузданностью, войной, злыми чарами
(культ рим. богини войны Беллоны слился с культом Кибелы, в высшей степени
оргиастическим и жестоким; см. также Тепев, Кали — Дурга, Хоседэм и др.).
Вероятно,
источник этой амбивалентности восходит к одной из основных оппозиций любой
космологии — противопоставлению космоса и хаоса. Выделившись из хаоса, земля
(и шире — женское созидательное начало) остается в значительной степени
образом хаоса.
Миф о
войне богов с чудовищами, т. е. об устройстве космоса, повествует о борьбе
небесных божеств с хтоническими созданиями (гнгантомахия) или с породившей их
праматерью — вселенной (борьба Мардука с Тиамат и др.). Идентификацией с
хаосом объясняется связь Б.-м. с горами (Кибела, Хоседэм и др.), с влагой и
водой (Афродита, Исида, Апи и др.). Так, в образе Б.-м. реализуется как дикое
(хаос), так и культурное (космос) начала.
Такая
амбивалентность ее функций вызвана двойственностью архаических воззрений на природу,
к-рая представлялась одновременно и частью устроенного богами космоса, и
хаосом, окружающим упорядоченную и сакрализованную общину, создательница
которого Богиня-Мать тем самым и дружественна, и враждебна социальному
(культурному, космическому) началу. Поэтому Кибела с ее оргиастическим
культом в то же время покровительствует городу и т. п.
|