Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
БЛИЗНЕЦЫ
мифологизированные
персонажи, рождение которых в большинстве традиций считалось
сверхъестественным (ср. миф о рождении Ормазда и Ахримана богом времени Зерваном
и т. п.).
В
дуалистических близнечных мифах Близнецы — культурные герои, творцы всего
полезного и вредного, ассоциирующиеся с добром и злом, днем и ночью, жизнью и
смертью и т. д.: ср. Кабина-па и Карвуву у меланезийцев, Иоспеха и Тавискарон
у гуронов, Ловананги и Латуре Дане у ниасцев, Маявопа и Очи у ябарана, Ен и Омоль
у коми и т. д. вплоть до богомильских представлений о Боге и Сатанаиле;
распространенный мотив — вражда братьев и убийство одним братом другого (в т.
ч. у гуронов — ср. также Ромула и Рема в римской, Йиму и Спитьюру в иранской
традиции и т. п.).
В
различных пантеонах Близнецы («сыновья неба», сыновья Диеваса у литовцев,
инд. Ашвины, греч. Диоскуры, Лонгорик и Лонголап у микронезийцев) — покровители
лкщей, целители, связанные с плодородием, как и персонален, воплощаемые
двойным плодом (латыш. Юмас, слав. Спорыш).
С темой
плодородия связаны мотивы «небесной свадьбы» Близнецов и т. п. Для мифов, где
Б.— брат и сестра, характерен мотив инцеста (египетские Осирис и Исида, инд. Яма
и Ями, хеттские тридцать близнецов и т. д. вплоть до славянских
представлений, связанных с Купалой). Близнечные мотивы свойственны также
мифам о перво-человеке — скандинавском Имире, Йиме, Яме (чьи имена означают
«близнец»); ср. также африканские представления о Б.— андрогинах (Номмо у догонов,
Маву-Лиза у фон и т. п.).
|