Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
БИТВА, война
мифологический
сюжет, связанный с творением космоса из хаоса и защитой творения (космоса,
земли, людей) от разрушительных и враждебных сил (злых духов, чудовищ и т.
п.).
Центральным
мотивом космогонических мифов о борьбе старшего поколения богов, воплощающих
хаос, с младшим поколением устроителей космоса является поединок верховного
бога с чудовищем — прародительницей (Б. Мардука с Тиамат, из расчлененного
тела которой созданы земля и небо) или длительная война (титаномахия — борьба
титанов и олимпийских богов в греческой мифологии, ср. также Гиганты). В
египетской мифологии Ра еженощно обороняет мир в поединке со змеем Апопом
(ср. ацтекского Уицилопочтли и т. п.).
Т. н.
основной миф многих индоевропейских мифологий — миф о поединке
громовержца (Индры, Перуна и др.) со змеевидным противником, похитителем
воды, скота и плодородии в целом. Уже сотворенному космосу и человечеству
постоянно угрожает восстание враждебных демонов и чудовищ: в библейской
мифологии — Сатана с его воинством (см. Бесы), к-рому противостоит архангел
(архистратиг небесного воинства) Михаил, в египетской — Сет, сражающийся с
Горам, в иранской мифологии — Ангро-Майпъю и дэвы, выступающие против Ахурамазвы
и богов-axypoe; соответственно в мифологизированной истории иранцев последние
во главе с праведными царями Кейяпидами противостоят туранцам, враждебным
кочевникам, возглавляемым Афрасиабом.
В
индийской (ведийской) мифологии противоборство двух родов враждующих
сверхъестественных существ (где дева — боги, а асуры — демоны) также имеет
продолжение в эпической истории: война паидавов и кауравов, кончившаяся
великой Б. на Курукшетре («Махабхарата»), война Рамы с Равапой и рапшасами
(«Рамаяна») завершаются поражением кауравов, ассоциировавшихся с асурами, и ракшасов
(ср. также мятежника Чи-ю в кит. мифологии и т. п.). Раздор среди
богов-олимпийцев стал причиной Троянской войны. Мотив первой войны может быть
связан с деяниями культурных героев (ср. Хейтси-Эйбиб у готтентотов, Хайк у
армян), нарушением традиционных норм богами (война асов и ванов в
скандинавской мифологии).
Воинской
функцией наделялись особые божества в различных пантеонах (см., например,
египетский Монту, кит. Гуань-ди, япон. Хатиман, Кибука у ганда, индуистский Сканда
и др.): часто в функции бога войны выступал громовержец — гром и молнию
считали оружием, поражающим демонов (ср. ваджру Индры, Мьёлльнир — молот
Тора, Аянгын сум — молнию — стрелу монг. Хухедей-мергена и т. п.).
В
греческой мифологии самостоятельные божества воплощали воинское искусство
(Афина) и неистовство Б. (Арес): ср. Одина — покровителя воинов и Тора —
защитника всех людей в скандинавской мифологии. Тор пребывает в постоянных
сражениях с великанами, угрожающими миру богов и людей; функцией защиты
человеческого рода от демонических врагов, чудовищ и т. п. наделяются также
эпические герои — Гильгамеш, Геракл и др. Ср. мотив завоевания мира как
освобождения его от врагов и демонов: Александр Македонский заточил за стеной
на краю ойкумены Гога и Магога и т. п.
Для
эпических героев характерно также богоборчество (см. Нарты и т. п.). Бог Тескатлипопа
у майя испытывал молодых воинов, вызывая их на бой; Иаков борется с Богом,
чтобы получить его благословение.
Решительная
Б. между силами добра и зла относится, как правило, к концу света в
эсхатологических мифах: в скандинавской (см. Рагнарёк) и иранской мифологиях
эта Б. представляется как серия поединков между богами и демонами. Во главе
небесного воинства в иудаистической и христианской мифологиях должен встать
мессия.
|