Мифологический Словарь
ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И
ТЕРМИНЫ
АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
мифы о
происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков
народа, первой человеческой пары и т. п.
Наиболее
архаичны тотемические мифы о превращении в людей животных-тотемов или о
«доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными
частями тела (у австралийцев и др.). Распространены мифы о сотворении людей
(или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. менквов, сотворенных
из лиственницы у обских угров, скандинавских Аска и Эмблю, буквально —
«ясень» и «ива» и т. п.) или из глины: Иоскеха, демиург у гуронов, лепит
людей из глины по своему отражению в воде, аккадский Мардук создает человека
из глины, смешанной с кровью первобытного чудовища Кингу, египетский Хнум
лепит людей на гончарном круге. В мифологической модели мира человечество
связано с землей, «срединным» миром — в варианте шумерского А. м. Энки
выпускает людей из земли, проделав в ней отверстие мотыгой; у народов
Тропической Африки первопредок Калунга сам выходит из земли, а затем творит
первые человеческие пары. По др. мифам богиня-мать (мать-земля) порождает
богов и первопред-ков людей (ср. брак бога догонов Аммы с землей, Кунапипи —
мать-прародительницу у австралийцев, шумеро-аккадскую Нин-хурсаг,
обско-угорскую Йалтащ-эпву и т. п.).
Особый антропогонический
акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических
мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика
и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в
человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека,
вселяет в него болезни и т. п. (ср. обско-угорского Кулъ-отыра, Сатанаила в
христианских апокрифах и т. п.). Как правило, сотворение человека завершает
космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным (ведийский
Яма), что знаменует конец золотого века. У майя (киче) и др. народов
существовали мифы о неудачном творении: Куку мац и др. боги не смогли сделать
людей из глины, к-рая расползалась; люди, сделанные из дерева, оказались
непослушными, и боги уничтожили их во время потопа; наконец, люди были
сделаны из кукурузы, но оказались слишком разумными, и бог Хуракан напустил
на их глаза туман (ср. шумерский миф в ст. Нинмах).
В др. распространенном
варианте А. м. весь мир создается из тела первого антропоморфного существа
(ведийский Пуруша, кит. Панъгу, скандинавский Имир, Адам в апокрифическом
стихе о «Голубиной книге»)
|