Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ВЕЛЕС,
Волос
в
славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора
русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» —
покровитель домашних животных — и бог богатства. В договорах с греками В.
соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог
— Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол В.,
по-видимому, на Подоле (в нижней части города).
В
христианскую эпоху В. был ассимилирован и заменён христианским покровителем
скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также
Николой и Юрием (Георгием). Следы культа В. (чаще всего под видом почитания
св. Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и
каменные идолы В., и легенда о святилище В. В новгородских и других
северорусских иконах, в молитвах св. Вла-сию явственна связь его культа со
скотом.
Характерно
также переплетение культа В.— Власия с почитанием медведя как хозяина
животных.
Называние
Вояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве» может отражать древнюю
связь культа В. с обрядовыми песнями и , поэзией. Связь В. с
сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая
оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков — волотей,
называемых «Волосовой бородкой». В своей языческой функции В. воспринимался
позднейшей православной традицией (в той мере, в какой она его не
ассимилировала, отождествив со св. Власием) как «лютый зверь», «чёрт», отсюда
костромское ёлс — «леший, чёрт, нечистый», диалектные волосатик, вол осень —
«нечистый дух, чёрт»; это же позднейшее значение — «чёрт» известно и в
родственном чеш. Veles — «злой дух, демон» (тексты 16—17 ВВ.).
|