Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ЧЁРТ
(рус. «чёрт»,
«чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., словац. cert, польск. czart,
вероятно, из праслав. *cоrt, «проклятый»), в славянской мифологии злой дух.
Образ
Ч. дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе
оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных
картинках Ч.— антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами,
хвостами и копытами.
В
русской средневековой живописи облик Чёрта отличается от человеческого остроголовостью
(или волосами, стоящими дыбом — шишом: отсюда эвфемизмы типа шиш,
шишига), иногда — крыльями за спиной. У восточных славян Черт — родовое
понятие, часто включающее всю нечистую силу («нежить», «нечистики»):
водяных, леших, домовых и т. д.
Само
происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным
мифом о падших ангелах (в русских легендах Ч.— ангелы, уставшие
славить бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто
в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем собственно Ч.
отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, где
они мучают грешников, болото, перекрёстки и развилки дорог), и
свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и
способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью,
змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут
принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п.).
С
вездесущностью Ч. связаны запреты поминать их и многочисленные эвфемизмы:
лукавый, враг, шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик,
лысой, пралик и др. Ч. в народных верованиях постоянно вмешиваются в
жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным
поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных,
провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца — «чёрту
баран» или лошадь), пытаются заполучить душу человека, свои души продают Черту
колдуны и ведьмы (чертихи).
Черти
могут жить семьями, по другим поверьям — соблазняют женщин, отчего
рождаются уродливые дети, упыри (ср. западноевропейских инкубов). Когда Черт
вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Ч. могут
также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий
крыши, приносящий болезни, уносящий проклятых детей; вихри — беснующиеся
Черти, чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»); если бросить в вихрь
нож, он окрасится кровью. Ч. особенно опасны в «нечистых» местах и
определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или
года (на святки и в канун Купали). В эти периоды возможно общение с нечистой
силой и иным миром: тогда Ч. призываются в заговорах, во время гаданий
|