Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ХОРС, др.-рус. Xърсъ
древнерусское
божество т. н. Владимирова пантеона.
Согласно
наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980) X. почитался в
Киеве наряду с другими богами; идол Xорса стоял на холме, здесь же совершались
жертвоприношения.
Есть
мнение, что имя X. в этом списке было введено позже редактором летописного
свода игуменом Никоном (умер в 1088 или 1089), который узнал об этом божестве
во время своего пребывания в Тьмутаракани (стоящее по соседству имя Дажьбога
в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени X.).
Xорс
упоминается в апокрифе «Хождение богородицы по мукам» («...Трояна, X о р с
а, Веле-са, Перуна на богы обратиша»), в «Слове о полку
Игореве» (в отрывке о князе Всеславе, который «...самъ въ ночь влъкомъ
рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, в е-л и кому Хръсови
влъкомъ путь прерыскаше»), в различных сочинениях церковной литературы,
направленных против языческих пережитков (ср.: «и вЬроують въ Пероуна и въ X ъ
р с а...», «Слово некоего христо-любца»; «гЬмъ же богомъ требоу кла-доуть...
Пероуноу, Хърсу ...», «Слово о том, како погани суще языци кланялися идоломъ»;
«мняще богы многы, Перуна и X о р с а ...», «Слово и откровение св. апостол»;
«два ангела тройная есть: елленский старецъ Перунъи X о р с ъ жидовинъ»,
«Беседа трех святителей» идр.),атакжев ещё более поздних источниках.
Показательны трансформации имени X. в текстах Куликовского цикла, где X.
относят к богам, почитаемым «безбожным» Мамаем (Гурсъ, Гуркь, Гусъ).
В
большинстве списков Xорс соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые
соответственно с солнцем и громом/ молнией); X. выступает также в
сочетании с Дажьбогом, что также обычно интерпретируют как их
принадлежность к солярным божествам. Вместе с тем существует точка зрения,
согласно которой X. связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство
чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем
подтверждается многими примерами, ср. волкодлаки). За пределами Руси у
других славян он неизвестен (существует ст.-сербское собственное имя Хрьсь). Несомненно
восточное происхождение этого божества, попавшего на Русь через сарматские
(и/ или тюркские) влияния.
Об
иранском источнике X. можно судить по персидскому обозначению обожествлённого
сияющего солнца — Xurset, в конечном счёте восходящему к авест. hvara xSaetem
(см. Фарн; в связи с этим обозначением солнца упоминается его путь,
что соответствует образу пути Хорса в «Слове о полку Игореве»).
Этот же
иранский мифологизированный образ вошёл в пантеон ряда других народов;
ср. обско-угорское божество солярного круга Корс-Торума и
его сына Мир-суснэ-хума или Шорни пос, «золотой луч»; показательно,
что обычное в списках богов сочетание Перун — Хорс также могло бы
быть соотнесено с парным теофорным именем у обских угров Нуми-Кворес
|