Мифологический Словарь
СЛАВЯНСКАЯ И
РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ
ТРОЯН
божество
в древнерусской книжной традиции.
В
апокрифическом «Хождении богородицы по мукам» (12 в.) отнесён к
восточнославянским богам наряду с Хорсом, Белесом и Перуном. В «Слове о полку
Игореве» мифический певец Боян Постигает поэтического вдохновения, «рыща по
тропе Трояна»; Русская земля в «Слове» названа «землёй Трояней»: в эту землю
вступает «дева обида», вставшая в «силах Дажьбожья внука» (см. Дажьбог) —
видимо, среди русского народа.
Троян в
«Слове» связан как с мифологемой пространства, так и с мифологемой времени:
«века Трояна»— обозначение языческой эпохи и времени княжения первых русских
князей-героев (ср. Владимир Красное Солнышко); седьмой (последний) век Т.
относится к правлению Всеслава Полоцкого (11 в.), последнего
мифологизированного князя-оборотня (см. Волх).
В
южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами
(ср. Мидас) и ногами, иногда — треглавый: в сербской сказке одна голова Т.
пожирает людей, другая — скот, третья — рыбу; видимо, жертвы Т. символизируют
его связь с тремя космическими зонами, тремя царствами и т. п. (ср. функции
балтийско-славянского Триглава). В сербском фольклоре царь Троян — ночной
демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони
съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает
коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до
рассвета и на обратном пути его растапливает солнце.
Ср.
сходные мотивы, связанные с персонажами, воплощающими ночь (зиму) — саамского
Найнаса (сполох, северное сияние), которого задерживают в доме невесты до
восхода, и он погибает; в «Слове о полку Игореве» князь Все-слав достигает
Тмутаракани «до кур» (до пения петухов).
|